В 1911 году верфях города Николаева началось строительство очередной серии линкоров для Российской империи.
В результате анализа понесенных потерь Российской Империей в ходе Русско-Японской войны появились новые требования к мореходным качествам кораблей, а также бронированию и вооружению.
Линкоры типа "Императрица Мария" предназначались для усиления мощи Черноморского флота и противостояния турецкому флоту. Головным кораблем стал линкор "Императрица Мария".
Линкор "Император Александр III" был спущен на воду в 1914 году. В состав Черноморского флота включен лишь в 1917 году.
Весной 1917 года после Февральского переворота корабль был переименован в "Волю".
Во время Первой мировой войны линкор нес службу у турецкого побережья. В декабре 1917 эвакуировал пехотные части с турецкого фронта. Во время октябрьской революции перешел на сторону большевиков. В начале 1918 года был задействован в боях за Одессу.
Начиная с марта 1918 года линкор нес службу под управлением германской стороны, затем, захваченный англичанами корабль ушел в турецкий порт Измид.
В 1919 году линкор, переименованный в "Генерал Алексеев", стал флагманом Белого Черноморского флота. Вел борьбу с РККА, сражался с очаковскими батареями. В 1920 году эскадра кораблей во главе с линкором "Генерал Алексеев" производила эвакуацию белых в Константинополь.
Затем корабль был передан французской стороне, и до конца 1924 года нес службу в Бизерте на территории французского Туниса. После признания Францией Советского правительства эскадра русских кораблей была расформирована. Для организации возвращения кораблей на родину в Бизерту была направлена комиссия во главе с академиком А.Н. Крыловым. Однако линкор был принесен в жертву зарождавшимся отношениям между двумя державами и оставлен французам. В 1936 году корабль перевели во французский Брест, где был разрезан на металл.
Объектами наследия линкора стали его башенные орудия, 8 из которых были переданы Финляндии. Три 305-мм орудия финны установили на морские железнодорожные артиллерийские транспортеры ТМ-3-12, оставленные в 1941 году при отступлении войск РККА с п-ова Ханко.
Орудия представлены в качестве экспонатов в Форте Красная горка, в Музее железных дорог в Санкт-Петербург, а также в Музее Победы на Поклонной горе.
Похожие статьи:
На глубине в объятиях пламени. История флагмана Черноморского флота "Императрица Мария"
Линкор "Императрица Екатерина Великая". Повержен, но не побежден
С корабля на рельсы. Морской транспортер ТМ–3–12
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Всем спасибо!