Покушение на истинность благополучия и процветания граждан в стране советов, уверен, еще долго будет вызывать споры. Был ли советский человек счастлив или же не очень тема благодатная и неконкретная. Когда же дело доходит до предметных аргументов, то все, что дискредитирует советское счастье, изобличается фразами «вы всё врете» и «всё было не так». Однако, даже ярые адепты СССР по ряду вопросов признают системные провалы, правда списывают все на врагов, предателей и, почему-то, евреев. То есть, как ни крути, система была хороша, а все что плохо - случалось не по вине самой системы. Есть у адептов и свои «дойные коровы» - достижения Советского союза, которые являются непогрешимыми достоинствами. Два брата, образование и наука, одни из них. Шутка ли, первые в космосе, первые в космосе и снова первые в космосе. Да еще и этот блестящий эпитет от самого Джона Кеннеди: «Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Правда снова про космос, но ничего, были и другие прорывы (атомная энергетика, например). Действительно, уровень развития советской науки позволил отправить Юрия Гагарина на орбиту в 1961 году, правда, туалетную бумагу в СССР начали производить только в 1969-м, но, конечно же, к образованию это не имеет отношения. Тут ведь все дело в желании всему миру что-нибудь показать. А кого вы удивите рулоном бумаги?
Улучшение образования необходимо для развития нашей страны, независимо от того, что делают другие. Тем не менее, стоит отметить, что Советский Союз понимает, что образовательные усилия в 1960-х окажут большое влияние на силу, прогресс и статус нации в 1970-х и 1980-х . Согласно свежему докладу, подготовленному для Национального научного фонда, советские высшие учебные заведения выпускают в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем Соединенные Штаты. Отставая от нашей страны в совокупном годовом числе выпускников высших учебных заведений, Советы поддерживают ежегодный приток научно-технических кадров более чем в два раза превышающий наш. В то же время они практически ликвидировали неграмотность: с начала века доля людей, имеющих более чем 7-классное образование, выросла в 23 раза. Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы.
Джон Кеннеди, Специальное послание Конгрессу об образовании, 29 января 1963 года. Не совсем то, что ему приписывают адепты СССР, но все же признание, как ни как.
Но, давайте сначала
Система образования в Российской империи не была ужасной, как иногда любят ее представлять. Однако, страна довольно сильно отставала от ведущих европейских держав. Так, накануне революции в России в начальной и средней школе обучалось лишь 7,8 млн. человек, что составляло меньше половины детей школьного возраста. Цифры, конечно, лукавые, так как включают в себя многочисленное население Средней Азии, но с другой стороны, почему их не нужно учитывать? Кроме того, почти половина школ была церковно-приходскими, со всеми вытекающими из этого проблемами. То есть грамоте детей обучали, а вот все остальное, только если не противоречит канонам. При этом в России в целом уровень грамотности едва превышал 20%, то есть только каждый пятый подданный умел читать и писать (к 1918 году их станет 40%). Ситуацию эту в правительстве понимали и искали пути решения. Количество учебных заведений постоянно росло, но, по понятным причинам, результат они давали не сразу, на обучение требуется время. Так, к началу Первой мировой войны в Российской империи было 12 университетов, 417 гимназий, около 10 тысяч специальных училищ (кадетские, фельдшерские, земельные и прочие) и порядка 60 тысяч школ различного типа (сельские, светские и церковно-приходские). «Ха-ха!», - скажет кто-то, сейчас в России школ меньше (40 тысяч) и будет прав и не прав одновременно. Игра цифрами вообще штука увлекательная. Но все те, кто ими играется (а это и монархисты, и коммунисты, и путинисты) забывают, что Российская империя, СССР и Российская федерация это разные государства, как территориально, так и по численности населения. Так же стоит учитывать количество учащихся в каждой конкретной школе (сейчас, например, у одной школы может быть 3-4 корпуса, каждый на 1500-2000 учащихся). Поэтому, просто остановимся на том, что до революции проблему грамотности понимали и постепенно решали.
Состоявшийся в январе 1918 г. III съезд Советов уделил внимание вопросам просвещения и школьной реформы. 16 января на заседании культурно-просветительной секции съезда с докладом о состоянии и задачах в области просвещения выступил Анатолий Луначарский. «Предстоящая коренная реформа школьного дела во всех его областях,— говорил докладчик,— должна быть проведена по определенному плану со всею решительностью и неуклонностью»
Перед молодой советской республикой стояла важная задача — воспитание квалифицированных рабочих. Именно воспитание. Образование должно было идти рука об руку с идеологической обработкой. Уже через месяц после революции была учреждена Государственная комиссия по просвещению. Возглавил новую организацию Анатолий Луначарский и именно он начал строительство единой централизованной системы «самого лучшего, эффективного и бесплатного» образования в мире. Кавычки в эпитете не ирония, не думайте. Здесь они потому, что советское образование не было лучшим в мире, да и бесплатным было не все время.
На начальном этапе формирования советской системы образования, власти столкнулись с целым рядом объективных проблем. Тут и послевоенная разруха, и разгорающаяся Гражданская война, и экономические сложности, и отсутствие управленческого опыта (опытные сотрудники министерства просвещения Российской империи просто саботировали работу). Нельзя ставить в вину большевикам забастовку ВУСа (Всероссийский учительский союз), отсутствие учебных материалов и мотивации к обучению (дети школьного возраста были задействованы в ведении хозяйства и им было тупо не до учебы), это было бы не правильно. А вот разработанная учебная программа была откровенно слабой.
Основными задачами культурной революции были:
- ликвидация безграмотности;
- осуществление всеобщего обязательного образования;
- перевоспитание трудовых масс в духе коммунистических идей;
- подготовка новой советской интеллигенции;
- формирование новой социалистической культуры и приобщение к ней широких народных масс.
Да здравствует педология!
В Советской России началось создание школ нового типа, но основных программ было три: двухступенчатая девятилетка, семилетки и ликбезы. Первые две стали основой школьного образования, но решали разные задачи. Девятилетка готовила детей к поступлению в ВУЗ, а семилетка, максимум, к училищу. Анатолий Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы, иными словами — обучения через труд. Именно это методика станет основным направлением в развитии советского школьного образования. Учебный материал базировался на педологических принципах образования, то есть не на предметах, а на темах и направлениях. Их было три: природа, труд, общество. Полностью от математики, языка и литературы не отказались, сохранив их на второй ступени девятилетнего обучения. Не смотря на то, что такая методология имеет массу сторонников и сегодня, она не позволяет ученикам приобрести прочные знания основ наук, делая дальнейшее развитие личности бесперспективным.
Педагог–марксист никогда не поставит абстрактно–идеалистической цели для общего образования. Идеал человека для марксиста есть человек труда, во всеоружии знаний своего века соединяющий в себе вполне обученного рабочего и вместе с тем хозяина жизни.
Анатолий Луначарский, Статья впервые опубликована в журнале «Вестник профессионально–технического образования», 1920
Возможно, для решения базовых проблем с образованием (чтение и письмо), такая программа обучения была полезной, но далее первой ступени (начальное образование) эффективность педологии снижалась. Еще одной серьезной проблемой обучения такими методами, стало ранжирование учащихся. Отказ от насаждения требуемых знаний и опора на внутренние потребности учащегося, привела к разделению учеников на талантливых и не очень. Иными словами, в образовании наметилась тенденция расслоения на тех, кто интересуется и проявляет таланты и тех, кому больше базы и не требуется. С учетом того, что в науке набирала популярность евгеника, увлечение сегрегацией учеников на основании их «биологических» способностей становилось опасным. По этому уже в начале 30-х друг за другом следуют постановления ЦК и Совнаркома, возвращающие в советскую педагогику дореволюционные методики, то есть классическое русское образование (не путайте со современным).
25 июля 1930 года выходит постановление политбюро ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Не удивляйтесь формулировке. До этого момента образование было бесплатным, но добровольным, а теперь становилось обязательным. Принуждение, как стратегия развития страны при Сталине, в данном конкретном случае носила позитивный характер. Теперь (окончательно в 1932 году) все дети с 8 и до 11 лет были обязаны ходить в школу. Обязательным становилось и обучение в школе семилетке, которая в итоге полностью вытеснила принятую ранее девятилетку. Для безграмотных «переростков» (11-15) лет вводились ускоренные одно и двух годичные курсы. Любопытно, что именно тогда появилось выражение «и ежу понятно». «Е» и «Ж» - буквенное обозначение классов для одногодичников, которые, на момент начала обучения, заметно отставали от своих ровесников двухгодичников.
В годы первой и второй пятилеток развернулось масштабное строительство новых школ, их открылось около 40 тысяч. Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 года почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой.
Идя по пути осуществления программы Коммунистической партии, согласно которой «школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» (программа ВКП(б)), пролетарское государство добилось огромных успехов в деле расширения школьной сети и перестройки школы. Число учащихся в начальной и средней школе возросло с 7.800 тыс. в 1914 году до 20 млн. в 1931 г. Коренным образом изменился социальный состав школы; дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имевших ранее возможности обучать своих детей в школе, являются теперь основным контингентом школы. Обучение на родном языке охватило самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза и проводится на 70 языках.
Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, 25 августа 1932 года.
Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, вышедшее в августе 1932 года, заявляет политехническое обучение, но на самом деле на передний план выходят основы наук, а постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», вышедшее тогда же, окончательно устанавливает предметное обучение:
НКПросу РСФСР переработать к 1 января 1933 года программы для начальной и средней школы таким образом, чтобы обеспечить действительное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук, знание фактов и навыки правильной речи, письма, математических упражнений и проч.
Постановление ЦК ВКП(б) от 25.VIII.1932 г. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе.
Финал экспериментов
Полный разрыв с педалогией произошел в 1936 году. Тогда вышло постановление ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе Наркомпросов, что привело к полному запрету данного метода в образовательном процессе. Как и следовало ожидать, педагоги-педологи массово подверглись репрессиям (например, один из основоположников экспериментальной педагогики Александр Нечаев сослан в Казахстан). До 1937 года наказание носило в большей степени внутрипартийный или административный характер, но потом последовали ссылки и расстрелы. Главной причиной для уголовного преследования в системе образования был срыв установленных сверху планов. Здесь, как и в других отраслях, действовали просто. Сначала обозначали план, удовлетворяющий запросам пропаганды, а когда он в силу физических возможностей не выполнялся, арестовывали ответственного. Ему в вину ставилось всё, от саботажа до шпионажа, а на освободившееся место ставили нового исполнителя. Тот снова не выполнял амбициозный план и процесс повторялся. Схема удобная. Партия регламентировала всеобщее благоденствие уже в следующем году, а в том что оно не наступило, обвиняло конкретного чиновника. Короче, царь хороший, бояре — плохие, только на новый лад.
Не смотря на то, что сталинские реформы 30-х вернули в строй классическое дореволюционное образование, назвать его реализацию успешной не поворачивается язык. О «лучшести» образования того периода времени мы узнаем лишь из пламенных речей партийных функционеров и то это были лишь планы. С тем же успехом можно восхищаться Рогозинскими рассказами о развитии российской космонавтики в ближайшем будущем (опять про космос, да). Результаты работы аттестационных комиссий, отчеты областных и районных комитетов, свидетельствовали о низком уровне преподавания и неудовлетворительных знаниях школьников. Вместо внесения изменений в организацию учебного процесса и подготовку кадров, власти предпочитали системный подход — системное истребление «провинившихся». Вот кто виноват, например, в том, что в Туринском районе 89 школьными учреждениями заведовал Николай Томилов, имевший за плечами 4 класса сельской школы и полное отсутствие опыта? Каких результатов от такого чиновника ожидали власти? Или еще один пример, в докладной записке заведующего Егоршинским районо, составленной в 1938 году, содержится просьба прислать помощь из центра, так как руководитель не может справиться с «многогранной, очень ответственной работой, не имея ни общего образования, ни профессионального опыта».
Свою роль играла и обстановка. Советская школа, напомню, ставила задачей не только образование, но и воспитание. Наркомпрос четко определял: «Школа – орудие коммунистического воспитания». Но как совместить унылую действительность с красочной пропагандой? В Бобровской неполной средней школе (НСШ) Ворошиловского района ученики V класса на политбеседе заявили, что колхозы не нужны, в них голод. Один ученик задал вопрос: «Почему я никогда не читал газет про плохие колхозы, а все только про хорошие пишут»? Другой ученик заявил, что один человек, приехавший из-за границы, рассказывал, что там нет нищих, а в СССР есть. Само по себе существование этих вопросов бросало тень на идеологическую верность учителя, а что он должен был сделать? Изменить реальность?