В театре Моссовета с 2018 года идёт спектакль «Великолепный рогоносец» по пьесе одного несовременного бельгийского драматурга. Там весьма примечательный сюжет: некий творческий мужчина безумно любит свою жену, она его - с неменьшей силой, но, к несчастью, в какой-то момент у супруга появляется идея-фикс: а что если она ему неверна? Это всё катится как снежный ком в сторону настоящего безумия и абсурда.
Герой приходит к мысли, что чем терзаться от видений гипотетической измены, пусть жена изменит ему по-настоящему, и это каким-то образом его успокоит. Но как бы не так, удовлетворения не следует, он всё думает, что это не то, у неё есть какой-то тайный любовник, и вот как бы узнать... Тогда он решает, что она должна переспать со всеми мужчинами городка, и вот кто не пройдёт этого теста, тот-то и будет настоящим её любовником. Потом, не удовлетворившись и этим, муж решает, нарядившись в маскарадный костюм, сам испытать её - и когда она даёт слабину - обвиняет её в том, что ОНА ИЗМЕНЯЕТ ЕМУ С НИМ САМИМ.
Моментами, это чистый театр абсурда, хотя и не сплошь, всё же в спектакле есть и мелодраматизм, и комизм фарсового рода. Этакая острая трагикомедия про человеческую одержимость, которая разрушает всё, пытаясь починить то, что не было сломано.
По этой же пьесе в 60-ые годы снят одноимённый итальянский фильм с Клаудией Кардинале, но там очень сильно всё перелопачено, это не столько экранизация, сколько кино «по мотивам». Абсурдизм поуняли, добавили больше рациональности, реализма (хотя и с привкусом «сладкой жизни» в духе Феллини).
Вышла уже не столь эксцентричная, хотя и довольно едкая история про ревнивца, который спокойно изменял жене, а потом вдруг подумал - а не делает ли она то же самое? (В спектакле этого вовсе не было. И герой и его жена страстно и преданно любили друг друга, оттого-то особенно абсурдно то, что случилось потом.)
И в конце концов - своими подозрениями, обвинениями и нападками - он так изматывает женщину, что она перестаёт его уважать и, действительно, изменяет (по сути, становясь такой же, как он-прежний, как другие, легко и просто изменяющие своим мужьям жёны, которые появляются в этой ленте). Итог, вроде бы, тот же, что в спектакле, но - не так ударно. Хотя сцены вроде фантазий мужа о том, как его жена медленной сомнамбулой танцует что-то вроде стриптиза для его знакомых мужчин - скрашивают нормальность картины (есть в этом что-то сновидческое, почти как у Дэвида Линча).
Неплохо бы заглянуть в текст самой пьесы (а то и в фильме что-то выкинули, и в спектакле не всё понятно), но что-то под руку не попадается. Ну и ладно, не всё же исполнителей сверять с партитурой.