Найти тему
game channel

Cyberpunk 2077 — не GTA

У меня практически не осталось опасений по поводу долгостроя CD Projekt RED — баги команда наверняка будет подчищать в активном режиме и после глобального релиза, а консольные версии вряд ли будут выпущены с критическими проблемами. Но хотелось бы прояснить одну простую мысль, озвученную в заголовке — поверьте, это очень важно.

Важно, потому что многие придумали себе совершенно другой Cyberpunk 2077, ассоциируя игру в первую очередь не с Deus Ex или Fallout, а с серией про великого автоугонщика от Rockstar Games. Но ничего общего с песочницей в открытом мире Киберпанк не имеет.

Игры отличаются совершенно разным подходом к развлечению потребителя. В GTA вы сами способны устроить себе хаотичное приключение на задницу, взаимодействуя с живым миром и NPC, ввязываясь в незаскриптованные передряги и придумывая своеобразный сценарий в голове, как объяснение своим действиям. А Киберпанк работает по правилам настольных игр, где всё зависит от харизмы и таланта рассказчика или ведущего. Разница следующая: девиантное поведение игроков в GTA предусмотрено как дополнительная возможность, девиантное поведение в Cyberpunk 2077 — как ещё один выбор. Устроить погром в центре Лос-Сантоса — это норма для песочницы, устроить погром в Найт-Сити — почти такое же бессмысленное занятие, как убийство всех подряд NPC в The Elder Scrolls.

-2

И там и там убитые болванчики могут смешно разлетаться по сторонам, полиция может оказывать сильное сопротивление, а автомобильная погоня может накачать вас зарядом адреналина. Но в Cyberpunk 2077 эта часть заметно скучнее, чем в GTA и гораздо интереснее взаимодействовать с болванчиками иным способом — потому что они зачастую вписаны в нарратив.

В последних двух частях Deus Ex лично у меня никогда не появлялось желание устроить хаос в городе, хотя эта возможность не исключена. Медленный темп геймплея и погружение в роль вашего персонажа притупляют желание делать то, что вы привыкли творить в песочницах. Одна из ранних миссий в Grand Theft Auto V — уничтожение особняка в центре Лос-Сантоса. Если герой может сделать это, то что остановит его от перестрелки с полицейской армией? Но если сделать вашего персонажа блохой, охотящейся за возможностями в огромном мире, то вы будете чувствовать себя более уязвимым.

-3

Досуг в Cyberpunk 2077, в отличие от Grand Theft Auto, подчиняется тем же законам, что и основная сюжетная линия. Потому что отклоняясь от ключевого квеста в пользу сайдов или вольного исследования мира вы продолжаете историю V. Это укрепляет связь между игроком и главным героем, а также усиливает ролплейную составляющую. В GTA V пытающийся спасти свой брак и семью Майкл без угрызений совести может вторгнуться в воинскую часть и улететь обратно на вертолете — это весело, зрелищно и не привязано к персонажу, потому что замени Майкла на Тревора или Франклина и не поменяется ровно ничего.

Это, пожалуй, самый крупный фактор непонимания Cyberpunk 2077 — навязчивая ассоциация с серией Rockstar Games. Даже первый трейлер польской игры очень напоминал традиционную демонстрацию мира в стиле дебютного тизер-ролика GTA V. В связи с этим разработчикам пришлось много раз акцентировать внимание на жанре Cyberpunk 2077, а некоторым журналистам довелось столкнуться с продуктом, не оправдавшим их ожидания. Не потому что он был плохим, а потому что был не таким, как GTA.