Найти в Дзене

От зерни до орлянки. Гипотеза о развитии игры монетами на Руси

Метнем-ка жеребий: не мне ли
И первым бой, и главный пай?
Смотри: златницы полетели,
Падут... упали... выбирай:
Лицом копье или решетка?

Бестужев-Марлинский А. А.

Андрей князь Переяславcкий

Илл. 4. Копейка («чешуйка») Бориса Годунова
Илл. 4. Копейка («чешуйка») Бориса Годунова

Народная память хранит слова и выражения, происхождение которых доподлинно неизвестно. Нет письменных свидетельств, содержащих однозначные доказательства версий, а опубликованные в печати материалы не всегда строго привязаны ко времени появления терминов.

Моя гипотеза основывается на логических построениях, но на то она и гипотеза, чтобы предложить взгляд на обыденное с новой точки зрения. Впервые я опубликовал свои наблюдения на эту тему в книге «Нумизматика и орлянка. Опыт нумизматического исследования» (М., 2013 г.), отдельно — в статье «Загадки игры «орлянка» в журнале «Петербургский коллекционер» (№1, 2014), затем развил тему в книге «Нумизматика и орлянка. Книга вторая. Справочник» (М., 2017 г.).

Илл. 1. Ярославле сребро. Новгород, начало XI в.
Илл. 1. Ярославле сребро. Новгород, начало XI в.

Речь пойдет о монете как инструменте игры в орлянку или жеребьевку, по сути являющуюся видом орлянки. Поскольку в таком узком аспекте тема никем серьезно не изучена, я попытаюсь схематично представить развитие игры в параллели с историей России. Хорошо осознавая субъективизм своих выводов, я надеюсь, что они заинтересуют исследователей и могут быть полезны.

Я предполагаю, что в орлянку играли задолго до появления названия «орлянка». Так как игра неразрывно связана с монетами, логично считать, что в ее названии и в связанных с ней выражениях должны присутствовать слова, употреблявшиеся для обозначения сторон монет, участвующих в игре. Важно отметить, что не все специфические термины дошли до нашего времени. Типы монет со временем менялись, а в игре всегда использовались самые подходящие из бывших в обращении монет.

Илл. 2. Денга Рязанского княжества. Конец XIV – нач. XV в.
Илл. 2. Денга Рязанского княжества. Конец XIV – нач. XV в.

Когда начали играть в орлянку? Да как только появились деньги (монеты), так и стали играть. В орлянку можно играть любой монетой, главное, чтобы изображения на аверсе и реверсе различались, и чем заметнее эта разница, тем лучше.

О златниках и сребрениках Киевской Руси пока говорить не будем. Хотя те монеты, где на аверсе изображен князь, а на реверсе — княжеский герб, «трезуб», вполне годились бы для орлянки или жеребьевки (Илл. 1), никакими сведениями об игре монетами в то время на территории Киевской Руси мы не располагаем.

Илл. 3. Три гроша. Сигизмунд III
Илл. 3. Три гроша. Сигизмунд III

То же относится и к так называемому безмонетному периоду XII–XIV вв. Нет монет — нет игры ими. Позже, в период самостоятельных княжений на Руси, очень бы подошла, например, рязанская денга с так называемой тамгой (бараньей головой или личиной воина?) (Илл. 2).

В XIV–XVI вв. на западнорусских землях ходили монеты с изображениями, запечатленными в идиомах, связанных с выбором, жребием — главным принципом орлянки: «Пан или пропал», «Царь или псарь». Может, Жигимонт, как называли Сигизмунда III на русских землях, и есть тот самый пан (Илл. 3)? Знатоки средневековой нумизматики легко подберут нужную монету и к другой идиоме.,

В Московском государстве с 30-х годов XVI в. основным типом наиболее крупной монеты стала копейка: всадник с копьем на одной стороне и многострочная надпись-«решето» на другой (Илл. 4). Этот тип сохранялся два века — от Ивана Грозного до Петра Великого включительно. Известно, что чеканить копейки («чешуйки») прекратили в 1718 г., но и в 30-е годы их продолжали подделывать, а хождение «чешуек» среди населения продолжалось до середины XVIII в. (15). Выражение «Копье аль решето» относится именно к ним, и в русской монетной системе нет другой монеты, которая бы так точно соответствовала идиоме. Частые находки «чешуек» на полях подтверждают их широкое распространение по территории Московского государства. И именно «чешуйками» играли, ведь других подходящих для игры монет просто не было. Ввиду того, что «чешуйки» были размером с тыквенное семечко, игра проходила на специальной костоигрательной доске (6) или на расстеленном на столе плате, дабы игровая монета не закатилась в щель между досок. Копеечку в кружке, берестяном стакане или в ладонях трясли и выкидывали на стол по очередности. Кто угадывал, какой стороной вверх ляжет монета, тот выигрывал кон. На кону могли быть деньги или вещи. Вариантов правил игры могло быть много, но главный принцип общий: угадать сторону монеты. Именно так, по моему представлению, могла проходить игра с использованием одной выбранной монеты в качестве игровой фишки.

Илл. 5. Монеты со счетными знаками для неграмотных
Илл. 5. Монеты со счетными знаками для неграмотных

Тогда игра имела названия зернь (от «зерно», «семечко» — «чешуйка») или копка. Вероятно, локально бытовали и другие наименования: «копье», «решетка», «жеребеики» (6) и др.

В отдельных исторических источниках и словарях зернь и кости упоминаются рядом, отчего не следует делать вывод, что это одна и та же игра. Как раз наоборот, так подчеркивается разница, хотя и при игре в зернь могли использоватькостоигрательную доску с бортиками по периметру.

Косточка с двумя разноокрашенными сторонами, своего рода игровая фишка, которую бросали на стол, заменяла обычную монету («чешуйку») (2). И именно сначала была монета, а потом уже стали применять специальную косточку с ярко выраженным отличием сторон, что было удобнее для игры. Когда впервые произошла замена игровой монеты специальной фишкой, сказать трудно, тем более что монетами продолжали играть, как и прежде, ведь не всегда могли оказаться под рукой костоигральная доска, кости (кубики с точками) или черно-белая косточка для игры в зернь. Для азартных игроков это не могло быть преградой. Зерновщики да орлянщики зараза всѣхъ торговъ и рынковъ (1).

Копка — Лицевая сторона монеты, орел. Пск., Осташк. Твер., 1855. || Играть в копку. Играть в орлянку. Пск., Осташк. Твер., 1855. (Сокр. Е. К.) Копкаться, а ю с ь, а е ш ь — с я, несов. Играть в копку (орлянку). Пск., Осташк. Твер., 1855 (3). Как видим, слово «копка» происходит от «копейки».

Илл. 6. Пять копеек («крестовик»)
Илл. 6. Пять копеек («крестовик»)

Тут я считаю важным заметить, что даты, указанные в словаре, ни в коей мере не следует принимать как истинное время появления слова или выражения, а только как время обнаружения и, возможно, первой фиксации в письменном источнике. А зарождение слова и его устное существование может на десятки, а то и больше лет отстоять от первого письменного упоминания о нем.

Начало XVIII века, ознаменованное в результате реформ Петра Великого появлением монет регулярного чекана, большего размера, с новыми изображениями и разнообразными номиналами, не могло не отразиться на игре. Следует иметь в виду, что консерватизм игроков не давал повода сразу же использовать вновь появившиеся монеты в качестве игровых. Традиционно продолжали играть привычными копеечками, но только до поры до времени, пока не появились монеты, которые как нельзя лучше подходили для игры и смогли заменить в качестве фишки игровую мелкую «чешуйку».

Монетные типы и их разновидности начала XVIII века поражают своим многообразием. Именно в этот период утвердился на монете государственный герб — орел. И игра монетами на деньги получает новое название «орлянка». Из всего ряда разменных серебряных монет первых десятилетий XVIII в. лучшими для этой цели могли быть монеты от одной копейки до полуполтины со счетными знаками в виде шариков на реверсе (1713–1735 гг.) (Илл. 5). И если нумизматы называли и называют такие знаки точками, бусинками, шариками, то игроки — орешками. Отсюда «Орел — орешка (орешки)», «Орел или решка» — выражения, сохранившиеся в народной памяти до сего времени.

Спрашивают, почему я счетные знаки орешками называю? Не я называю — народ так назвал и сохранил в памяти. Я только выявил монеты, которые соответствуют этим выражениям. Здесь важно подчеркнуть, что для неграмотных, составлявших основной контингент играющих, надписи были непонятны и главным элементом обратной стороны монеты были орешки (счетные знаки). Одновременное существование копеек-«чешуек» и разменных билонных монет регулярного чекана нового типа заставило орлянщиков сделать естественный выбор в пользу более удобной, крупной монеты с орлами и орешками в качестве игрового инструмента. Не вижу серьезной причины, по которой эти монеты не могли быть задействованы в игре. Кстати, эти точки (шарики) некоторые могли называть «зернь» (одно из значений слова). И вполне возможно, что древнее понятие «играть в зернь» плавно соединилось с игрой в орлянку уже новой монетой в качестве фишки. Да, теперь эти монеты довольно редки, а когда они были в обращении (монеты такого типа чеканили более двадцати лет с перерывами), они не могли миновать орлянки. Или на них играли, или ими играли. В противном случае следует предположить, что играть прекратили вообще, что вообразить невозможно.

А как же медные монеты? Предполагаю, инерционная сила традиции (два предыдущих века) не допускала медные монеты к игре в течение первого десятилетия XVIII века. И только появление пятаков образца 1723 г. (крестовых) дало новый импульс игре. Игра монетами на деньги вышла на улицу. Играть стали другим способом - высоко подбрасывая монету вверх с вращением ее вокруг диаметральной оси. Есть вероятность, что из игровых пятаков — «крестовиков» уже делали фишки. Именно этим пятакам мы обязаны фактом существования орлянки до середины XVIII в. «Орла или решетки просить, деньгами играть» — зафиксировано в словаре Волчкова С. С. издания 1755 г. (5), следовательно, происхождение слова «решка» никак не следует связывать с вензельными монетами Елизаветы и Екатерины II. Однако этой ошибке уже больше 150 лет, и из старых толковых словарей она перешла в новые — этимологические.

Возвращаясь к монетам с орешками, напомню, что такое название обратной стороны монеты прослеживается с XIX по XXI вв. в разных литературных источниках, в том числе и в некоторых словарях, и все это выглядит как поздний окказионализм, пока не найдены письменные подтверждения названия счетных знаков орешками в соответствующий период (1713–1735 гг.). Понятно, что неграмотные игроки в орлянку не могли оставить письменные свидетельства, но в памяти народа это сохранилось. Отсюда и выходит вероятное происхождение слова «решка» от «орешек». Это наиболее спорное место в гипотезе. Возможно, тут произошел симбиоз: решетка + орешки = решка. Важным аргументом считаю изменение слова «орешки» в старинной народной песне: Решки, мн. Орешки.

Он приходит не рано, Принесет добра не мало, Два карманчика решков.

Зафиксировано в Словаре русских народных говоров (3). Может быть, тут пойман сам момент превращения орешков в решку?

Мелкими монетами продолжали играть, как и прежде, за столом, и название зернь существовало наряду с орлянкой какой-то период времени.

Дальнейшее развитие орлянки изучено достаточно подробно. Открыт целый пласт во вторичном бытовом использовании монет: изготовление монет-фишек для игры. Произведена их первичная систематизация с описанием различных видов (16, 19, 20, 21).

Автор выражает глубокую признательность за помощь Владимиру Федосенко

Использованная и рекомендуемая литература:

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 1. М., 1863, стр. 611.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь.

Словарь русских народных говоров. Выпуск 23. — Л., «Наука», 1987, стр. 338; выпуск 14. — Л., «Наука», 1978, стр. 291; выпуск 35. — СПб., 2001., стр. 91.

Фасмер М. Этимологический русскоязычный словарь.

Волчков С. С. Новый лексикон. 1755.

Вейсман Э. Немецко-латинский и русский лексикон. — СПб., 1731, стр. 110.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1989, стр. 370.

Спасский И. Г. Русская монетная система. — Л., 1970.

Домострой, — М., Сов. Россия, 1990, стр. 57.

ПСЗРИ, Т. III, 1542, п. 19, 26, 27. 1595, п. 5.

Щелоков А. А. Увлекательная нумизматика. — М., Эксмо, 2006, стр. 29.

Уздеников В. В. Монеты России XVIII-начала XX века. Очерки по нумизматике. 3-е изд., — М., Круг коллекционеров, 2004, стр. 30–35.

Богданов А. А. Монетное дело Российской империи. Находки. Исследования. Гипотезы: Очерки. Под ред. Н. Г. Рогулина. — М.; — СПб.; Альянс-Архео, 2011, стр. 33.

Рзаев В. П. Загадки российской нумизматики. Факты. Исследования. Версии. Том 1. — М. стр. 31–32.

Храменков А. В. О технологии изготовления фальшивых проволочных копеек в XVIII в. (по архивным данным). № 2. — М., Номизма, 2011, стр. 42.

Кривоносов Е. В. Нумизматика и орлянка. Опыт нумизматического исследования. - М., «ИПЦ «Маска», 2013; Нумизматика и орлянка. Книга вторая. Справочник. - М., АП «Столица», 2017.

Семенов В. Е. Куда уходят деньги. Конрос-Информ, 2014,

стр. 54.

Кызласова (Слепцова) И. С., Липатова А. П., Матлин М. Г., Морозов И. А., Сафронов Е. В., Чередникова М. П. и др. Очерки традиционной культуры Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Том 2. — М., «Индрик», 2012. ОРЕЛ (праздничное развлечение мужчин), стр. 203-216.

Журнал «Нумизматика» № 2(29), 2011, стр. 40–42.

Журнал «Петербургский коллекционер» № 1(81), 2014, стр. 32–33; № 2(94), 2016, стр. 36.

Альманах «Деньга» № 1(12), 2015, стр. 44–46; № 3(14), 2015, стр. 42–45; № 2(16), 2016, стр. 16–21; № 2(19), 2017, стр. 22–23.

Журнал «Русская речь» № 1, 2016, стр. 123–125.

Иллюстрации:

Илл. 1. Сребреник Ярослава. Из книги: Спасский И. Г. Русская монетная система. — Л., 1970, стр. 53.

Илл. 2. Денга Рязанского княжества — из коллекции автора.

Илл. 3. Три гроша. Сигизмунд III — из фотоархива автора.

Илл. 4. Копейка («чешуйка») Бориса Годунова — из коллекции автора.

Илл. 5. Монеты со счетными знаками. Из книги: Кривоносов Е. В. Нумизматика и орлянка. Книга вторая. Справочник. — М., 2017, стр. 42.

Илл. 6. Пять копеек 1725 г. («Крестовик») — из фотоархива автора.

Масштаб изображенных монет произвольный.

Евгений Кривоносов

Альманах ДЕНЬГА №3 (23) / 2018