Герой с тысячью лицами» (англ. The Hero with a Thousand Faces; в некоторых переводах — «Тысячеликий герой»[1]) — книга американского учёного Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии.
В 2011 году книга попала в список лучших и самых влиятельных книг по версии журнала Time (среди книг, написанных на английском с 1923 г.)[2]
Режиссер Джордж Лукас признал теорию Кэмпбелла в мифологии и ее влияние на фильмы о «Звёздных войнах».[3]
Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда, Юнга, Арнольда Ван Геннепа, а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка.
Исследуя мифы народов мира Кэмпбелл пришёл к выводу:
Большинство мифов имеют общую сюжетную структуру — путешествие архетипического героя, мономиф
Герой, по Кэмпбеллу, совершает путешествие в несколько этапов:
Герой получает призыв[править | править код]
Получив призыв, он покидает обычный мир и при помощи наставника преодолевает барьер на пути в мир сверхъестественный.
Герой проходит испытание[править | править код]
Далее героя ожидают испытания, при этом возможна помощь союзников, а также самое тяжёлое испытание, приняв которое, он получит награду. Затем следует метафорическая смерть и воскрешение.
Герой возвращается домой[править | править код]
После этого герой возвращается с наградой в обычный мир и на пути его снова ждут испытания. Вернувшись, герой может применить полученную награду, чтобы улучшить обычный мир.
При создании книги Кэмпбелл изучал классику мифологии и литературы, в частности, руководствовался путями, которые проходили такие герои: Осирис, Будда, Иисус, Прометей, Мухаммед, Моисей. Руководствуясь теорией Ван Геннепа, Кэмпбелл разработал свою классификацию обрядов перехода, разделив их также на три этапа:
- разделение
- посвящение и возвращение или сепаративная
- лиминальная и конечная стадии.
Термин «мономиф» заимствован из «Поминок по Финнегану», Джойса.
На основе идей, изложенных в книге, голливудский продюсер Кристофер Воглер написал методичку для сценаристов. Эта небольшая записка, объемом в 7 страниц оказала влияние на сценарии многих фильмов, в частности студии Walt Disney. Джордж Лукас использовал теорию Кэмпбелла в своих Звездных войнах[4][5].
В августе 2017 года рэп-исполнитель Оксимирон посвятил книге свой третий раунд на баттле с Гнойным[6][7]. В частности, рэпер сравнил своего противника с драконом, смысл существования которого сводится к противостоянию с героем, чем уличил визави в отсутствии самодостаточности[8]. Данный текст имел большой резонанс, был неоднозначно оценен[9] и привел к увеличению популярности книги и всплеску ее продаж