«Голландия есть плоская страна, переходящая в конечном счете в море, которое и есть, в конечном счете, Голландия». Иосиф Бродский.
Итак, в XII веке на отвоеванном у воды кусочке суши началось строительство города.
Затея поначалу выглядела совершенно безумной. Но благодаря умениям инженеров — строителей, а главное желанию и энтузиазму местных жителей, малюсенькая деревня на реке Амстел в 1275 году превратилась в солидный населенный пункт.
Заболоченные почвы прикрыли от моря дамбой; осушили с помощью сложной системы каналов; забросали камнями, землей и всем, что под руку попало; забили тысячи свай.
Кривенькие домики, архитектурная фишка Амстердама, когда — то стояли ровно. Но деревянные опоры постепенно подгнили, стены начали расходиться в разные стороны или попросту наползли друг на друга. Тут очень кстати оказалась сверх плотная застройка. Крепкие дома поддерживают падающих соседей.
Наклон вперед придавали на стадии проектирования. Виной этому огромный земельный налог. В XV — XVII веках он мог разорить владельцев широких фасадов. Строения устремлялись вверх, впрочем, на небольшую высоту. Многоэтажность допотопные фундаменты не выдерживали.
На 1-м этаже располагалась лавка, на 2-м — жилые комнаты, на чердаке — склад, важно было защитить товары от наводнений. Под крышей крепили лебедку, все ценное и габаритное затаскивали через окна «шире зада кухарки». Лестницы внутри ужасно крутые и узкие. Хочешь не хочешь, владельцы таких квартир держат себя в тонусе — плата за жизнь в историческом центре.
Самый узкий дом Амстердама на улице Singel 7, фасад шириной в дверь.
На втором месте — жилище слуги братьев Трипп по адресу Kloveniersburgwal 26. Людвиг и Хенрик Трипп, торговцы оружием, владели шикарным особняком Триппенхьюс на Kloveniersburgwal 29. Согласно городской легенде камердинер сам попросил Минитриппенхьюс с фасадом в спинку кровати, 1 метр.
Гуляя вечером по старому городу, чувствуешь себя зрителем реалити шоу «За стеклом». Конечно, заглядывать в окна неприлично, но ужасно интересно. Занавески здесь не приняты. Говорят, традиция уходит корнями в XVI век (времена испанского владычества).
Якобы герцог Альба потребовал от жителей открытости, чтобы все на виду и без всяких заговоров. От революции такая мера не спасла, но привычка ничего не скрывать осталась. Впрочем, в странах, исповедующих протестантизм, повсеместно не принято зашторивать окна. В Стокгольме, например, та же картина.
К борьбе за независимость относится появление национального цвета. Каждый житель королевства имеет в гардеробе что-то оранжевое.
Под испанским игом стране жилось очень непросто, особенно страшны были репрессии на религиозной почве. Чаша терпения переполнилась и выплеснулась всенародным кровопролитным восстанием. Революцию возглавил Вильгельм Оранский (Willem van Oranje; Willem de Zwijger) «Оранжевый» по месту рождения в княжестве Оранж или «Молчаливый», или «Отец Родины».
За бурную жизнь (1533 — 1584 годы) Вильгельм уморил трех жен, поимев немалые наследства; произвел с десяток детей; раскрутил маховик освободительного движения так, что в 1609 году Нидерланды получили независимость; снискал народную любовь и доверие. Кроме цвета оставил соотечественникам девиз «Je maintaindrai» — «Я продержусь».
Событиям Буржуазной Революции посвящена одна из лучших книг всех времен и народов «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях – забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» Шарля де Костера. Отправляясь в Нидерланды, очень полезно освежить в памяти сюжет.
Триколор Принца Оранского «рыже-бело-синий» (oranje-blanje-bleu) появился в 1574 году. В 1630 верхнюю полосу заменили красной. На отношении нидерландцев к оранжевому перемена не повлияла.
Успешно лавируя в океане мировой политики, страна неуклонно шла к процветанию и благоденствию. Были полоски упадка, но их с лихвой перекрывали периоды бурных подъемов.
В начале XX века пришла мода на велосипеды. Каждый путешественник, бывавший в Амстердаме, знает - главную опасность представляют не автомобилисты, а велосипедисты. Нужно постоянно быть начеку, ни в коем случае не заходить на спец. дорожки. Иначе запросто задавят, еще и обругают. Сейчас на одного жителя Нидерландов приходится 1,3 велосипеда.
В любви голландцев к двухколесным друзьям кроется застарелая нелюбовь к немцам. Как известно, страна сдалась войскам Вермахта без всякого сопротивления. Оккупанты творили страшные бесчинства: брали велосипеды и не возвращали их на место; более того — вывозили в Германию в огромных количествах. А это все равно, что тронуть священную корову в Индии!
Немецких туристов до сих пор могут «поприветствовать» фразой: «Верните наши велосипеды».
Увлеченно крутя педали, жители страны превратились в чрезвычайно здоровую нацию со средней продолжительностью жизни 81,5 лет.
«Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным» — каждый знает, но не все могут.
В Нидерландах «профилактическая медицина» выходит на передний план. Спортом и закаливанием занимаются все - от мала до велика. Места на прилавках занимают органические продукты. Борьба с фаст-фудом американского типа идет ненавязчиво, но планомерно. Повсеместно запрещено курение табака, в отличии от употребления травки.
О том, как умело можно упорядочить пороки человеческие, поговорим в следующий раз.
И рецепт приготовления мидий от Ламме Гудзака героя романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле»:
«На шестую трапезу я принесу тебе ракушек - этих устриц бедноты. В монастыре их готовить не умеют: прокипятят - и сейчас же начинают есть. Нет, кипячение - это только пролог. После кипячения с них нужно снять скорлупку, положить их нежные тельца в кастрюльку и долго тушить с сельдереем, мускатом и гвоздикой, а подливка должна быть такая: пиво с маслом, и к ним еще надо подать поджаренные в масле гренки. Так я эти самые ракушки для тебя и приготовил.»
Приятного аппетита! Eet smakelijk!
Спасибо за внимание!
P.S. Фото у меня из поездок в разные сезоны: зима, весна, лето. Поэтому зелень то есть, то нет.