Деятельность компании можно разделить на бизнес процессы. В методологии это называется «декомпозиция». Целью её является разделение процесса на части для упрощения управления.
Бизнес-процесс можно разбить на:
Подпроцесс.
Он имеет составляющие и свойства, начало, окончание, механизм реализации, показатели. Это процесс более низкого уровня, где количество уровней может быть безграничным.
Операцию — самое простое действие в процессе, его не надо детализировать. Если процесс не имеет вложенных подпроцессов, то его механизм реализации представляет собой цепочку операций.
Детализацию процессов, которую необходимо проводить в зависимости от цели описания бизнес процесса. Если нужно подробное описание, то детализировать необходимо максимально. Если нужна общая модель, то достаточно общих, объемных операций.
Функции – совокупность работ, похожих друг на друга или имеющих общее, объединенное в группы. Полезным типом группировки является процедура — это цепочка операций, имеющая только один вариант порядка действий, где операции выполняются одна за одной, без перерыва.
Оценка бизнеса позволяет понять, какие процессы требуют внимания и должны меняться. Это позволяет найти слабое звено в системе.
Любой процесс можно охарактеризовать по критериям:
✔️ Результативность – достигает процесс необходимых результатов или нет.
✔️ Эффективность – сколько ресурсов затрачивает процесс на получение результата.
✔️ Определенность – соответствует ли описание в документе, процессу в действительности.
✔️ Повторяемость – важная характеристика, которая показывает, может ли процесс получать одинаковые результаты многократно.
✔️ Адаптируемость – характеристика гибкости бизнес процесса, т.е. способности меняться в зависимости от условий.
✔️ Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса.
✔️ Стоимость – это совокупность всех затрат выполнения процесса 1 раз.
Методология бизнес процессов помогает разбивать крупные процессы на подпроцессы и операции. При создании бизнес процессов необходимо учитывать их основные характеристики.