Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.52): «НАМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ ИИСУСА»

Оглавление

(Исаия 53:1–6)

Во время праздника незадолго до смерти Христа к Филиппу подошли греки и сказали: «Нам хочется видеть Иисуса» (Ин. 12:21). Нет большей нужды в мире, чем видеть Иисуса. Нет ничего важнее для проповедника, чем помочь людям увидеть Иисуса. Пожалуй, самый лучший способ увидеть Его — это провести углублённое изучение Ис. 53. Мы остановимся на первых трёх стихах, после чего кратко рассмотрим стихи 4–6.

НАМ НУЖНО ВИДЕТЬ ИИСУСА СТРАДАВШЕГО (53:1–3)

Если бы я жил за семьсот лет до Мессии и решил написать вдохновенные слова о Его приходе, то, наверное, начал бы с Его славы, великолепия и величия. Ис. 53 говорит о славе Господа в заключительных стихах, а начинается эта глава со страданий Мессии. Неудивительно, что Исаия спрашивает: «Кто поверил слышанному от нас?» (ст. 1).

Иисус страдал от унижения (ст. 2)

Стих 2 начинается так: «Ибо Он [Иисус] взошёл перед Ним [Богом], как отпрыск и как росток из сухой земли» (ст. 2). Эти слова рисуют побег, тихо и незаметно растущий в укромном месте. Они также изображают этот побег растущим в самых неблагоприятных условиях. Пророчества говорили, что Мессия произойдёт из рода Давида — но ко времени Иисуса род Давида совсем захирел. Иисус родился в бедной семье и рос в презренной деревушке (см. Ин. 1:46). С мирской точки зрения Иисус был «ничто», рос в ничем не примечательной семье и среди самых заурядных людей. Однако обратите внимание на местоимение «Ним» в стихе 2: «Он взошёл перед Ним», то есть перед Богом. Росток (Иисус) мог быть совершенно неприметным для мира, но только не для Бога. Для Бога Он был особенным. Для мира вы тоже «ничто»? Это не имеет никакого значения. Важно лишь то, что о вас думает Бог. Далее читаем: «Нет в Нём ни вида, ни величия» (ст. 2). Иудеи ожидали царя в расшитой золотом одежде, а Иисус пришёл, как раб (см. Фил. 2:7), в простой одежде и с грязными ногами — и этого они никак не могли принять. Стих продолжается: «И мы видели Его — и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» (ст. 2). Младенец Моисей был прекрасен видом (Деян. 7:20; Евр. 11:23), юноша Давид имел приятную внешность (1 Цар. 16:12), Авессалом был красив мужественной красотой (2 Цар. 14:25), а во внешности Иисуса люди не находили ничего привлекательного. Не совершенство Его фигуры и не величественный голос обратили на себя внимание народа, а Его внутренняя красота, величие духа и благородство души. Мы живём в такой век, когда люди высоко ценят физическую красоту и стремятся к её достижению любыми путями, но такая привлекательность скоро вянет (см. Прит. 31:30). Мы должны стремиться к внутренней красоте.

Иисус страдал от отвержения (ст. 3)

Стих 3 начинается словами: «Он был презрен и умалён пред людьми» (ст. 3), а заканчивается — «Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его» (ст. 3). Одна из тем, пронизывающих всю книгу Исаии, — что Мессия будет отвержен (см. 8:14; ср. с 1 Пет. 2:7, 8). Иисус знал, что значит быть отверженным. Когда Он родился, для Него не нашлось места в гостинице (см. Лк. 2:7). Когда Он начал Своё личное служение, то поначалу привлекал огромные толпы, но когда стала очевидной истинная природа Его миссии, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Всё меньше и меньше людей ходило с Ним, а в самом конце один ученик продал Его, другой отрёкся, а остальные бежали от Него (Мф. 26:56). А потом Божий народ, иудеи, стали кричать: «Распни, распни Его!» (Лк. 23:21). Как сказано в Ин. 1:11, «[Он] пришёл к Своим, и Свои Его не приняли».

Поразительная истина такова, что Христос был отвергнут несмотря на то, что Он ни одной душе не причинил вреда; напротив, Он облегчил бремена всех людей. Стих 3 называет Его «муж скорбей и изведавший болезни» (ст. 3) — не столько потому, что Он Сам всегда был печален, а потому, что Он всегда сочувствовал горю других. Он не избегал неприятных ситуаций, «Ему была хорошо знакома боль и болезни» (Современный Перевод). Он входил в жизнь других людей — и благословлял её. Некоторых христиан удивляет, как такое возможно — делать только добро, стремиться только помогать и поддерживать — и всё равно быть не понятым и отвергнутым. Раз это случилось с Иисусом, то стоит ли удивляться, если это случается с нами?

Окончательное отвержение Иисуса мы видим в стихе 3: Он был как те, «от кого мы отводим взгляд» (ст. 3; Современный Перевод). Это образ чего-то настолько отвратительного и отталкивающего, что люди не могут заставить себя посмотреть на это. Большинство людей с удовольствием смотрят на привычное изображение Иисуса — женоподобного Иисуса на картинах художников, Иисуса «кроткого и мягкого». Но однажды они увидят Иисуса…

• который сказал, что Он — единственный путь к жизни (Ин. 14:6).

• который резко осуждал лицемерие и грех (Мф. 23).

• который прогнал менял, обменивавших одни деньги на другие (Ин. 2:13–17).

• который сказал, что Его последователи должны быть верными до конца и полностью отречься от себя (Мф 16:24–26).

Когда они оказываются лицом к лицу с таким Иисусом, Он им совсем не нравится! Они отвращают от Него лицо своё.

А разве не может такого быть, что мы с вами отвергаем Иисуса — какую-то часть Его учения, или Его внутренних качеств, или Его требований к нам? Да не сможет никто и никогда сказать, что мы с вами отводим от Него свой взгляд!

НАМ НУЖНО ВИДЕТЬ ИИСУСА, СТРАДАВШЕГО ЗА НАС (53:4–6)

Унижение и неприятие не самые тяжёлые страдания, которые пришлось испытать Мессии. Большая часть остальных стихов главы посвящена Его смерти с подробным описанием физической, душевной и духовной боли. Возьмём, к примеру, стих 5: «Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились». Но нам интересен не сам факт Его страдания, а цель: Он страдал за нас.

Уникальным сделало Иисуса не страдание. Духовное страдание Иисуса превосходило всё, что люди знали или когда-либо могут узнать в этой жизни, но другие тоже сильно страдают. Другим тоже знакомы унижение, неприятие и жестокое обращение. Уникальность страданий Иисуса в том, что Он пошёл на них добровольно, потому что только так мы с вами могли спастись (см. 1 Кор. 15:3; 2 Кор. 5:21). Обратите внимание на количество местоимений «мы», «наши» и «нас» в стихах 4–6:

«Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас».

Ценим ли мы ту жертву, которую Иисус совершил за нас? Нет ничего презреннее неблагодарности человека, ради которого была совершена жертва, — будь то ребёнок, неблагодарный за те жертвы, на которые пошли ради него его родители, или грешник, не ценящий того, что Иисус сделал для него. При жизни Иисуса иудеи в целом отвернулись от Него. А не исполняется ли пророчество Ис. 53:3 также и в наших сердцах сегодня?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На весть Ис. 53 можно отреагировать одним из двух способов. Можно заняться другими делами и скоро забыть истины этой главы (см. Мф. 13:4, 19). В таком случае описанное в 53:3 повторится в вашей жизни: вы «отвратите от Него лицо своё, Он [будет] презираем, и [вы] ни во что не [будете] ставить Его». Если вы не хотите, чтобы это произошло, тогда вы можете мысленно обратить своё лицо к Иисусу и увидеть, кто Он есть на самом деле: ваш чудный Спаситель, Тот, Кто пострадал за вас, Кто хочет вашего спасения, Кто стремится благословить вашу жизнь. Сделав это, вы наверняка придёте к Нему в любви, вере и послушании (Ин. 14:15; Мк. 16:16; см. Гал. 3:26, 27). Если же вы христианин, сбившийся с пути, то вы захотите вернуться к Нему (Гал. 6:1; Деян. 8:22; 1 Ин. 1:9; Иак. 5:16).

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн