Найти в Дзене
АРТ ИСТОРИИ

Что такое пуантилизм: картины, созданные из точек

Представьте, что вы видите на картине зелёное дерево. Какую краску, по вашему мнению, использовал художник, чтобы написать его? Очевидный ответ – зелёную, но не всё так просто! Художники-пуантилисты взяли бы чистую голубую и чистую желтую и даже не стали бы их смешивать, а просто положили рядом два разноцветных мазка.

Поль Синьяк, Порт на закате, Сен-Тропе, 1892
Поль Синьяк, Порт на закате, Сен-Тропе, 1892

Присмотритесь к деталям картины – она вся состоит из маленьких ярких мазков, которые вблизи не выглядят связно, однако при отдалении складываются в красочное изображение.

Пуантилисты опираются на визуальную иллюзию смешения цветов. По этому же принципу работают экраны компьютеров и телефонов – маленькие пиксели красного, синего и зеленого цветов из-за своего крошечного размера суммируются в нашем мозгу и воспринимаются как единый цвет.

Первым художником, создававшим работы в такой технике, был Жорж Сёра. На поиск новых способов рисования его подтолкнул назревающий кризис импрессионизма, который к 80-м годам 19-го века уже давал о себе знать. Пуантилистов ещё иногда называют неоимпрессионистами, поскольку они используют те же сюжеты: природа, городские парки, отдыхающие люди, туман, вода. Цвета на их полотнах сочные и красочные, как и у импрессионистов, но мазки – обязательно точечные, правильной формы.

Жорж Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Жорж Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт

Картина "Воскресный день на острове Гранд-Жатт" была представлена Жоржем Сёра на последней выставке импрессионистов в 1886 году. Она стала первой картиной, написанной точечными мазками, и поначалу снискала осуждение от коллег художника. Однако были и те, кто поддержал Сёра. Например, Камиль Писсаро, другой французский импрессионист, поддержал автора полотна и после этого сам несколько лет писал в технике пуантилизма.

Поль Синьяк, Папский дворец в Авиньоне, 1900
Поль Синьяк, Папский дворец в Авиньоне, 1900
Поль Синьяк, "Сен-Тропе. Красный буй", 1985
Поль Синьяк, "Сен-Тропе. Красный буй", 1985

У каждого художника может быть свой стиль в пределах этого направления. Например, размер мазков может варьироваться от совсем маленьких, как у Сёра, до более крупных и легко различимых, как у Синьяка.

Мост на Курбевуа, Жорж Сёра
Мост на Курбевуа, Жорж Сёра
Поль Синьяк. «Сосна в Сен-Тропе», 1909
Поль Синьяк. «Сосна в Сен-Тропе», 1909