Найти в Дзене

Соревнования на льду и в СМИ. Пара слов о Лизе, Алёне, Саше

Оглавление

Сегодня в блоге пост поддержки наших прекрасных фигуристок. Этап Гран-при по фигурному катанию Rostelecom Cup 2020 уже ушёл в историю. Но я всё равно хочу вставить свои пять копеек через год прокомментировать женские соревнования на этом старте, поскольку тенденция нивелировать достижения некоторых наших спортсменок в новостях будет просматриваться ещё долго.

Формат Капы порадовал возможностью в очередной раз понаблюдать за борьбой наших сильнейших фигуристов в этом скудном на соревнования году, чего не скажешь о вышедших вслед обзорах в СМИ, которые оставили довольно неприятное послевкусие. Их содержание сводилось примерно к следующему:

Фрагмент заметки в газете Metro от 22 ноября 2020 г. Автор публикации - Дмитрий Роговицкий, специализирующийся на статьях о футболе.
Фрагмент заметки в газете Metro от 22 ноября 2020 г. Автор публикации - Дмитрий Роговицкий, специализирующийся на статьях о футболе.

Скажу, конечно, банальную вещь, но фигуристы действительно стараются подарить зрителям праздник и исполнить программы с максимальной эмоциональной отдачей, кропотливо вычищают постановки, придирчиво выискивают и исправляют недостатки костюмов, перерабатывают хореографию ради создания мини-спектакля на льду, чтобы получить… шквал критики и разочарованные возгласы антифанатов?

-2

На этом этапе выступили все мои любимицы: яркая Лиза Туктамышева, за которую болею много лет, «полёт надо льдом» Алёна Косторная и Саша Трусова – великий талант и труженица, которой невозможно не восхищаться, если вы цените смелость и упорство. Я очень хочу увидеть их всех на предстоящей Олимпиаде и верю, что так оно и будет (если будет сама Олимпиада). А сейчас я расскажу, что я видела на льду и что – в новостях.

Елизавета Туктамышева

Фото из официальной фан-группы Елизаветы Туктамышевой
Фото из официальной фан-группы Елизаветы Туктамышевой

Что я вижу на льду. Лиза выходит с отличной, возможно, самой неординарной среди россиянок постановкой (ПП), исполняет технический набор с элементами повышенной сложности – двумя тройными акселями в произвольной и одним в короткой (напомню, что женщин, владеющих этим прыжком, можно по пальцам пересчитать). Для тех, кому «фигурное катание не только прыжки», добавляю, что Лиза вернула долгое время не исполнявшийся из-за травм бильман и выучила новые вращения (затяжка), прибавила в хореографическом мастерстве.

Что я вижу в СМИ: популярный заголовок «победа Лизы стала неожиданностью», клише «не Лиза выиграла, а Плющенко опозорился», не поддающееся нормальному комментированию «фигуристка второго эшелона», и, как венец, растиражированное «бабушка фигурного катания».

Первые три примера одновременно обесценивают успех победительницы и транслируют, что проиграть Туктамышевой как бы зазорно. Про четвёртый же хочется сказать, что намёки на возраст – просто неприлично, а в отношении девушки 23 лет смешно и глупо. И не важно, что сама Лиза называла себя так в шутку. У неё это показатель отличной самоиронии, а вот у подхвативших фразу на полном серьёзе – показатель низкой культуры, а иногда и зависти коллег к спортивному долголетию. Сомневаюсь, что так неуважительно относятся к Алёне Савченко, Каролине Костнер, Кейтлин Осмонд, Брэди Теннелл в их странах.

Алёна Косторная

Фото: Михаил Шаров. Из официальной фан-группы Алёны Косторной
Фото: Михаил Шаров. Из официальной фан-группы Алёны Косторной

Что я вижу на льду: Алёна накатывает новые программы, из которых короткая смотрится уже очень достойно (выбор современных песен неплохо разбавляет общий музыкальный фон в ФК), а произвольная была представлена только второй раз в сезоне, и она начинает постепенно «звучать». Косторная не поддаётся на провокации, аккуратно работает в нужном для себя темпе и справляется с трудным периодом взросления, влияющим на координацию и выполнение прыжков. Скользит она по-прежнему лучше всех, и, кстати, тоже совершенствует и возвращает вращения, последний раз промелькнувшие аж в 2015 году (до перехода к Тутберидзе).

Что я читаю в Сети: «Алёна до сих пор не восстановила тройной аксель, потому что Плющенко развалил часовню», «проиграла даже не Саше, а Лизе» (смотрим пункт про Лизу выше), будто Лиза не опасная сильная соперница, а мимокрокодила, «Косторная катает, что хочет», а, видимо, нужно отряхнуть от пыли диск «Зэ бест оф ФК», ведь только он демонстрирует элитарный вкус.

Александра Трусова

Из официальной фан-группы Александры Трусовой https://vk.com/alextrusova
Из официальной фан-группы Александры Трусовой https://vk.com/alextrusova

Что я вижу на льду. Пересмотрев произвольную, хочу отметить важное спортивное качество: после падений с четверных Саша моментально встаёт и катит дальше, не бросает остаток программы с ощущением «всё пропало», не срывает перчатки с рук с плачем в финале, а продолжает чётко мыслить по ходу проката и держит образ до конца.

Что я читаю в новостях. На официальном сайте Федерации с чьей-то подачи подливают масло в огонь: «прокат Трусовой хочется забыть», «она уходила, чтобы быть первой, а теперь четвёртая», а всё потому что «Плющенко развалил все часовни в округе». Также после этапа самыми популярными упрёками было: «Почему не снялась? Почему не упростила контент, чтобы выиграть?» А была ли первостепенной задача выиграть? В этом сезоне Саша уже дважды победила принципиальных соперниц. Ценность Гран-при по сравнению с прошлыми годами снижена, а вот соревновательная практика не ждёт. Саша и её тренеры используют все возможности проверить в скомканном сезоне, какие проблемы проявляются именно на выступлениях.

Также кажется, что у болельщиков стёрлось понимание, что четверные у девушек – это всегда огромный риск. Падения с прыжков, ещё недавно считавшихся физически невозможными для женщин, теперь воспринимаются как катастрофа. А ведь падают и мужчины, и нужно просто принять, что такое может произойти по разным причинам на любом старте. И полученный здесь опыт должен сыграть свою стратегическую роль тогда, когда это будет действительно необходимо.

В общем, по-моему, Саша просто перекормила нас всех успешным исполнением четверных. А, как известно, есть народная пословица: «Дай критикам четверной тулуп, а они четверной риттбергер в каскаде откусят».

Подводя итог, хочется заметить, что практически про каждую победу можно сказать: «Это не А выиграл, это Б проиграл». Про запас есть и второй аргумент: «Фигурист А выиграл, так как не было соперников». Только как же тогда быть со знаменитым «сильнее тот, кто сильнее здесь и сейчас»?

Поэтому: Алёна, Лиза, Саша, идите только вперёд, к своим целям, не оглядываясь на недоброжелателей, не сомневаясь в себе!

P. S. Альтернативная музыка к произвольной программе прошлого сезона Елизаветы Туктамышевой под песню "Perhaps, Perhaps, Perhaps" и другие мелодии здесь.