Найти в Дзене
Cinema Ripper

«Мишени» или первый выстрел Богдановича

«Targets» 1968
«Targets» 1968

«Мишени - это люди ... и вы могли бы стать одним из них!»
Слоган фильма


Практически, режиссерский дебют Богдановича, если не брать в расчет
«Путешествие на планету доисторических женщин» - фильм под руководством Кормана переделанный (причем повторно), из «Планеты бурь». Тут можно конечно сделать творческое допущение что «Путешествие…» делалось как комедия (хотя и за 3 тыс баксов), а «Targets» «Мишени», уже за 130 вполне себе драма.

Многие, в том числе и в Америке, полагают единственным достойным фильмом Богдановича «Последний киносеанс», считают именно его настоящим дебютом, задавшем планку, которую сам Богданович перепрыгнуть не смог. Тезис конечно спорный, но сейчас не о том. «Мишени», без вопросов, картина заметно слабее многих последующих фильмов Питера, однако есть в ней что-то что цепляет, к тому же она дает представление о том самом переломном времени в истории Голливуда. По большому счету, этот фильм один из тех что задали новое направление «голливудскому кино», как «новые группы» Сан Франциско и Лос Анджелеса задали новое направление в музыке.

Все это был один большой круг людей, отнюдь не ограниченный «Новым Голливудом», если рассмотреть всех задействованных и их связи, а это вместе с Корманом, Ковачем, Николсоном, Слезником, Маршаллом и тд. и тд., включит чуть ли не пол Калифорнии народу. Естественно, такая толпа вовсе не была хаотичным сбродом, а очень даже прекрасно и организованно направлялась, в первую очередь в нужном политическом направлении. «Мишени», кроме того что по своей форме представляет довольно новаторское кино, представляется политически довольно откровенно ангажированным, в дальнейшем Богданович, набравшись опыта, будет куда аккуратнее.

Немного о сюжете. Фильм снят по мотивам довольно резонансного дела, произошедшего в 1966 году, а именно о Чарльзе Уитмене так называемом «Снайпере Техасской Башни» - чуваке устроившем бойню в Остине 1 августа 1966 года. Сейчас конечно такие мелочи для США – сущий пустяк (16 убитых 31 раненый), однако тогда все только начиналось, поэтому  Paramount перекупил картину не глядя и не торгуясь, правда истинная причина этого вовсе не вполне ясна. Кстати фильм был выпущен в прокат только в 1968, после убийства Кинга.

Основное повествование, как раз и ведется о молодом добропорядочном американце в исполнении Тима ОКелли, бывшем морпехе, любителе оружия и просто симпатичном парне, в один прекрасный момент решившим развлечься, постреляв своих жену, мать и других прохожих. Откровенно говоря, картина даже не пытается поднять вопросы причин и следствий и проанализировать «героя» на предмет «чему нас учит семья и школа?». Эта часть фильма тупо иллюстрирует, заезженную уже тогда, тему оборота оружия в США, демонстрируя многочисленные «единицы» и целые арсеналы во всех возможных вариантах, в продаже, в открытом хранении, перевозке и в деле. Сама же история Уитмена остается недосказанной, представляя его скорее как «внезапно сбрендившем», хотя на самом деле, реальная история довольно запутанна.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Вторая сюжетная линия фильма представляет собой историю пожилого жанрового актера, в исполнении Бориса Карлоффа. Дело в том, что Карлофф задолжал Корману несколько часов съемочного времени и Богдановича обязали вклеить Карлоффа в сюжет. Можно себе представить головняк Питера, в вопросе соединить старого актера кино первой половины 20 века и новаторский остросоциальный сюжет. Вот то, как он это сделал достойно уважения.

Этот конфликт поколений Богданович и вписал в картину как второй основной сюжет. Причем Карлофф практически играет самого себя, свои чувства на закате карьеры, высказывает мысли о прошлом и будущем кино и о своем месте в кинематографе, все это надо сказать, довольно откровенно и критично. Надо сказать, что многие моменты в картине, связанные с Карлоффом, довольно нудны и затянуты, однако финал, сталкивающий двух героев, это реальная удача, тут Богданович просто доказал что он кое что стоит в режиссуре. Собственно фильм и вывел его в круг режиссеров образовавших впоследствии «Новый Голливуд», несмотря даже на провал в прокате. Можно конечно догадываться, что именно двигало деятелями вроде Рэфелсона и Шнайдера, дружба (что вряд ли), удачный финал в «Мишенях» или готовность Богдановича к компромиссам, однако ему таки финансировали «Последний киносеанс» и тем практически приняли в свой «высший круг».

Подписываемся и пишем комментарии!