«Мишени - это люди ... и вы могли бы стать одним из них!»
Слоган фильма
Практически, режиссерский дебют Богдановича, если не брать в расчет «Путешествие на планету доисторических женщин» - фильм под руководством Кормана переделанный (причем повторно), из «Планеты бурь». Тут можно конечно сделать творческое допущение что «Путешествие…» делалось как комедия (хотя и за 3 тыс баксов), а «Targets» «Мишени», уже за 130 вполне себе драма.
Многие, в том числе и в Америке, полагают единственным достойным фильмом Богдановича «Последний киносеанс», считают именно его настоящим дебютом, задавшем планку, которую сам Богданович перепрыгнуть не смог. Тезис конечно спорный, но сейчас не о том. «Мишени», без вопросов, картина заметно слабее многих последующих фильмов Питера, однако есть в ней что-то что цепляет, к тому же она дает представление о том самом переломном времени в истории Голливуда. По большому счету, этот фильм один из тех что задали новое направление «голливудскому кино», как «новые группы» Сан Франциско и Лос Анджелеса задали новое направление в музыке.
Все это был один большой круг людей, отнюдь не ограниченный «Новым Голливудом», если рассмотреть всех задействованных и их связи, а это вместе с Корманом, Ковачем, Николсоном, Слезником, Маршаллом и тд. и тд., включит чуть ли не пол Калифорнии народу. Естественно, такая толпа вовсе не была хаотичным сбродом, а очень даже прекрасно и организованно направлялась, в первую очередь в нужном политическом направлении. «Мишени», кроме того что по своей форме представляет довольно новаторское кино, представляется политически довольно откровенно ангажированным, в дальнейшем Богданович, набравшись опыта, будет куда аккуратнее.
Немного о сюжете. Фильм снят по мотивам довольно резонансного дела, произошедшего в 1966 году, а именно о Чарльзе Уитмене так называемом «Снайпере Техасской Башни» - чуваке устроившем бойню в Остине 1 августа 1966 года. Сейчас конечно такие мелочи для США – сущий пустяк (16 убитых 31 раненый), однако тогда все только начиналось, поэтому Paramount перекупил картину не глядя и не торгуясь, правда истинная причина этого вовсе не вполне ясна. Кстати фильм был выпущен в прокат только в 1968, после убийства Кинга.
Основное повествование, как раз и ведется о молодом добропорядочном американце в исполнении Тима ОКелли, бывшем морпехе, любителе оружия и просто симпатичном парне, в один прекрасный момент решившим развлечься, постреляв своих жену, мать и других прохожих. Откровенно говоря, картина даже не пытается поднять вопросы причин и следствий и проанализировать «героя» на предмет «чему нас учит семья и школа?». Эта часть фильма тупо иллюстрирует, заезженную уже тогда, тему оборота оружия в США, демонстрируя многочисленные «единицы» и целые арсеналы во всех возможных вариантах, в продаже, в открытом хранении, перевозке и в деле. Сама же история Уитмена остается недосказанной, представляя его скорее как «внезапно сбрендившем», хотя на самом деле, реальная история довольно запутанна.
Вторая сюжетная линия фильма представляет собой историю пожилого жанрового актера, в исполнении Бориса Карлоффа. Дело в том, что Карлофф задолжал Корману несколько часов съемочного времени и Богдановича обязали вклеить Карлоффа в сюжет. Можно себе представить головняк Питера, в вопросе соединить старого актера кино первой половины 20 века и новаторский остросоциальный сюжет. Вот то, как он это сделал достойно уважения.
Этот конфликт поколений Богданович и вписал в картину как второй основной сюжет. Причем Карлофф практически играет самого себя, свои чувства на закате карьеры, высказывает мысли о прошлом и будущем кино и о своем месте в кинематографе, все это надо сказать, довольно откровенно и критично. Надо сказать, что многие моменты в картине, связанные с Карлоффом, довольно нудны и затянуты, однако финал, сталкивающий двух героев, это реальная удача, тут Богданович просто доказал что он кое что стоит в режиссуре. Собственно фильм и вывел его в круг режиссеров образовавших впоследствии «Новый Голливуд», несмотря даже на провал в прокате. Можно конечно догадываться, что именно двигало деятелями вроде Рэфелсона и Шнайдера, дружба (что вряд ли), удачный финал в «Мишенях» или готовность Богдановича к компромиссам, однако ему таки финансировали «Последний киносеанс» и тем практически приняли в свой «высший круг».
Подписываемся и пишем комментарии!