Скрещеные Руки на груди Богородицы – это Благая весть, послание… Верующие предполагают, что этот жест отображает судьбоносное мгновение – принятие святой вести от Ангела. Он очевиден и являет Воплощение Сына Божия. В данном образе Творец присутствует незримо, к Нему обращена молитва Богоматери. Каждая икона–это благая весть, но только переданная не словесно, а в символах и красках. Этот образ раскрывает важнейшую грань бытия.
Богословской основой, отражённого иконографически евангелия (благой вести) служат библейские тексты Ветхозаветного пророка Исайи, которого повторяет Евангелие от Матфея: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), «Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:22-23). Благая Весть, провозглашенная Архангелом Гавриилом: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Эти слова открывают тайну Боговоплощения.
От Девы земной рождается Сын Божий.
Образ Луганской Богородицы принадлежит к категории Агиосоритисса. Так называют святыни, где Пречистая Дева изображена без Сына Бога и молитвенным положением рук. Но наиболее близок он к типу иконографии Знамение. Другие его названия: Молящаяся, Оранта, Панагия.
На изображениях иконы Луганской Богородицы может отображаться вота в нижней части в виде полумесяца. А сама Богородица может изображаться в лучах света. Простой символизм тут является понятным, но есть и более глубокий, который подчеркивает природу Богородицы. Это символ указует на личность, которая превзошла свое телесное начало. Эта душа, пребывая в теле, вознеслась на иной уровень и освободилась от оков плоти. Поэтому может нести свет другим людям. Такой была и остается Богородица.
Нимб вокруг святого лика и двенадцать звезд вокруг Богоматери напоминают слова апостола:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).
Перед Богом за нас ходатаица.
Говоря об Луганской иконе Богородицы, веряне вот уже более века передают из уст в уста слова Богоматери старцу Филиппу Луганскому во время Её явления ему в 1905году. Ведь обращение адресовано и поколению луганчан и пришлым след Филиппу: «… волею Сына Моего ты приведен в этот город на служение Богу и людям. С этого дня благодать и помощь моя будет пребывать с тобою. Ты будешь помогать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. А день сей явления моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его три дня как Пасху.
О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный».
Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции, не имея аналогов в изображении во всем Православном мире.
21 декабря 2017 года, во время своего последнего в 2017 году заседания, Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил прославление для общецерковного почитания Луганскую икону Божией Матери, которая находится в Свято-Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска. Дата празднования для чествования новопрославленной святыни в церковном календаре установлена на 31 мая / 13 июня (старый / новый стиль).
Ами́нь.