Найти в Дзене
Еврейская жизнь

Иудаизм и осознанность: мы разучились быть наедине с собой

Оглавление

Есть ли связь между буддизмом и иудаизмом? И то, и другое разделяет идею, что взгляд, направленный внутрь, — это ключ к улучшению взаимодействия человека с окружающим миром.

Йом Киппур в иудаизме — это глубокая интроспекция, сосредоточенная на оценке нашего собственного поведения и чувств. Это помогает каждому человеку стать лучше, двигаться вперед, проявляя доброту во взаимодействии с окружающим миром, раскрывая в себе возможности добродетели. В буддизме это перекликается с основными учениями Четырех благородных истин и Благородного восьмеричного пути, которые подчеркивают самосознание как способ облегчения физических страданий.

Майндфулнесс и Кавана

Активное самосознание в последние годы часто называют «mindfulness», «внимательность». Другими словами, это техника осознанного внимания к происходящим с нами процессам в настоящий момент, обучающая нас присутствию здесь и сейчас. Уходя корнями в буддийскую традицию, — это философская практика, с которой мы сталкиваемся ежедневно в нашей жизни сами того не осознавая.

Майндфулнесс — это сосредоточенное, безоценочное внимание в настоящий момент. Это форма медитации, которая подчеркивает осознание своих мыслей и чувств.

Это хорошо сочетается с таким понятием в иудаизме, как «кавана», — правильное намерение или внутренний настрой, которое несет в себе идею о том, что человек должен молиться осознанно с определенным внутренним настроем, а не просто бездумно повторяя слова.

Молитва без каваны — как тело без дыхания

Кавану можно использовать для поиска внутреннего смысла и истинной, более глубокой причины для медитативной практики в целом. Об этом «самосознании» говорил великий еврейский философ Моисей Маймонид, который верил, что одиночество и самосознание могут приблизить нас к Б-гу и расширить границы наших размышлений.

Сегодня людям все сложнее концентрироваться на внутренних процессах, созерцании из-за слишком большого потока информации и технологий

Мы все меньше способны остановиться, чтобы насладиться моментом и эмоциями. Мы все больше заполняем тишину внутри. Отсюда возросшее количество психических недугов.

Люди, занимающиеся практикой осознанности, называют это проблемой «отключиться, чтобы соединиться». Вы не можете на 100 % сосредоточиться на Б-ге, если проверяете свою электронную почту или думаете о своем списке покупок. Человеку все сложнее становится находиться наедине с собой, наедине с Б-гом, даже людям в религиозных практиках. Возможно поэтому практикующие евреи стали сочетать религию и майндфулнесс.

Джубу

Связь осознанности с иудаизмом может объяснить возникновение «джубу», столь популярных сегодня в Америке. Название «jubu» сложилось из сокращения английских слов еврей и буддист.

Джубу — это еврей, практикующий медитацию в буддийском стиле. Еврей, который эклектично включает некоторые буддийские медитативные упражнения в свою религиозную практику, иногда используя их, чтобы заново открыть духовную глубину еврейской молитвы.

Как говорят сами джубу о себе, они возвращаются в иудаизм со свежим взглядом, что позволяет им открыть религиозные тексты и практики, которые казались им мертвыми, с новой наполненностью, духовной глубиной и возможностями. И это не про замещение религии, а про инструменты, дающие большие возможности. В данном случае практика осознанности позволяет расширить собственные границы понимания, позволяет больше концентрироваться на религиозной практике и осознавать внутренние процессы.

Насколько совместимы осознанность и иудаизм?

-2

Еврейские понятия кавана и тфилла (соединение ума и духа посредством молитвы) имеют близкие параллели в буддизме, но они предшествуют этой философии на столетия или даже тысячелетия. В качестве еще одного важного примера осознанности в иудаизме рассмотрим соблюдение Шаббата и его роль как центрального элемента еврейской жизни: зажигание свечей, пение и произнесение брахот должны выполняться с осознанно, с определенным настроем.

Многие раввины стали использовать майндфулнесс в своей религиозной практике. Например, раввин Алан Флам, руководитель проекта «Душевный Шаббат» в США, уделяет особое внимание глубоким духовным практикам. На своих субботних службах он поощряет людей садиться в круг, а не рядами, что позволяет людям быть ближе друг другу, быть одновременно учителем и учеником.

Ребе Флам часто использует стихи, пение, барабаны во время службы. Это дает, по его словам, больше возможностей для размышления и осознанности. По мнению Алана Флама, Шаббат был создан для того, чтобы быть, а не делать или создавать. И основан на потребности человека быть спокойным и осознанным.

Многие раввины сходятся во мнении, что молитва — это инструмент самопознания

Сосредоточившись на словах молитвы, мы позволяем им проникать в нас, а практика осознанности лишь помогает этому. Молитва сама по себе в чем-то является практикой майндфулнесс, потому что любой еврейский ритуал требует определенного настроя и осознанности.

Нам необходимо постоянно переоценивать, кто мы есть и что делаем. Жизнь — это постоянное изменение. Видение вещей с другой точки позволяет нам получить более глубокое понимание действительности и нас самих.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал: ПОДПИСАТЬСЯ