Русалки не дают покоя жителям Смоленщины на протяжении многих столетий. Еще на рубеже XIX–XX веков известный смоленский этнограф и фольклорист Владимир Добровольский в своих работах обстоятельно описал суеверия смоленских крестьян, связанные с ними. По легендам, русалками становятся утонувшие или умершие преждевременной, неестественной смертью девушки, проклятые, пропавшие без вести, похищенные нечистой силой...
Поэтому и внешность этих существ далека от романтического образа длинноволосой нимфы, который мы встречаем, например, в современных мультфильмах. По описаниям русских крестьян, это были безобразные женщины, горбатые, обрюзгшие, с длинными растрепанными волосами, враждебно настроенные к человеку. Очень часто у них не было видно лиц, потому что они — покойницы.
Добровольский писал, что у смоленских крестьян неделя, следующая за Днем Святого Духа (празднуется на 51-й день после Пасхи), называлась Русальницей. Наши предки полагали, что русалки «…до Духова дня живут в водах; на Духов день выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить далеко от места своего обитания, в леса или рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком «рели-рели!» или «гутынь-кигутеньки!» <…> Остерегаются купаться на Духов и Троицын день».
Русалок можно увидеть в сумерках, ночью, в полдень. Именно в рубежные часы – полдень и полночь – они особенно опасны, как и вся нечисть. Купаться в это время или находиться близ мест их обитания человеку опасно. Об одной такой неприятной встрече мы вам сейчас и расскажем.
Однажды группа заядлых смоленских рыбаков собралась на озеро Дго. Среди них оказался журналист, который и описал позже происходившую в тот день чертовщину. Дго — ледниковое озеро в Демидовском районе, самое рыбное место из числа водоемов, входящих в национальный парк «Смоленское Поозерье». Уже давно вокруг него ходили дурные слухи: на поросших лесом, болотистых берегах находили трупы странных животных, конечности которых напоминали человеческие руки, поговаривали и о странных купальщицах, бормочущих что-то под нос и заманивающих к себе рыбаков.
Первая странность ожидала мужчин уже во время рыбалки. Отплыв подальше от берега, они пару раз забросили спиннинги, но безрезультатно. А вот на третьем забросе произошло нечто необъяснимое: катушка резко хрустнула, сорвался тормоз, леска начала разматываться и резко уходить в воду, лодку носило из стороны в сторону. Так продолжалось десять минут. Когда леску наконец удалось подмотать, то рыбаки обнаружили пропажу блесны. Более того, она не была оборвана — только карабин был аккуратно кем-то расстегнут. Мужчины не сомневались: такое сделать рыба попросту не могла.
Рыбаки обсуждали произошедшее уже на берегу, варя уху (был скудный улов) и наблюдая за пляской теней вокруг костра. Над Дго неуютно сгущались сумерки, просыпался ночной лес, заполняя округу своими тревожными звуками. Во время ужина из камышей неподалеку стали доноситься странные всплески и бурление. Но стоило мужчинам приблизиться к берегу, как звуки прекратились.
Всплески продолжились после того, как компания, потушив костер, забралась на ночевку в палатку. Заснуть долго не удавалось: рыбаков тревожили странные звуки — по крыше словно мерно барабанили капли дождя. Небо в ту ночь было ясным...
Наутро на месте костра оказалась большая лужа, а леска спиннинга была обмотана вокруг дерева: ночная гостья неприветливо встретила рыбаков.
Что же привлекает русалок в эти места? Известно, что в стародавние времена в окрестностях озера Дго собиралось вече волхвов и предводителей племен со всей округи. Об этом свидетельствует система особых священных камней, самый известный из которых находится на острове Рода.
Здесь лежит культовый славянский камень Шаман. Это огромный гранитный валун вытянутой седловидной формы. Часть его поверхности отполирована — вероятно, обработана искусственно. В отчёте известный историк и археолог Евгений Шмидт указывает, что культурный слой камня содержит керамику и кости животных. Скорее всего, валун использовался в качестве жертвенного алтаря ещё в дословянскую эпоху, когда на этих землях селились балтийские племена (на балтийское присутствие косвенно указывает и название озера —Дго). По другой версии, камень представляет собой капище, посвященное Роду — верховному богу славян, основе основ.
Сейчас на острове частенько появляются странные компании: на жертвенном камне расставляют и жгут свечи, вешают на деревья обрывки белой ткани.
Притягивают местные аномалии и группы исследователей. Начиная с 2014 года московское этнологическое общество «Полк Перуна» заинтересовалось валуном и всем Поозерьем в целом. К сожалению, выяснилось, что в парке порой попадаются места, на которых не только «зашкаливают» биолокационные рамки, но и быстро ухудшается самочувствие людей. Это так называемые «геопатогенные зоны».
Так что места близ озера Дго хоть и рыбные, но не самые безобидные. А если вы сюда все-таки соберетесь, то лучше запомните один обряд-оберег, о котором поведали смоленские крестьяне:
«Нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся».