автор идеи - Alagremm
Мы перевели для вас занимательную историю о том, как Царьград превратился в центр православного христианства и противостоял влиянию исламского Востока. Оригинал (на английском) можете почитать здесь:
https://www.reddit.com/r/imaginarymaps/comments/hxtuzh/constantinople_vatican_of_the_east/
Спокойные сады современного Константинополя могут показаться местом мира в самом сердце крупнейшего города Европы, но за кулисами Вселенский Патриархат находится в состоянии кризиса, вовлеченный в конфликт как с Московским патриархатом, так и со все более консервативным турецким правительством под управлением ПСР Реджепа Тайипа Эрдогана. Московский патриархат продолжает оспаривать роль Вселенского патриарха как лидера восточного православия и после признания Константинополем автокефалии Украинской православной церкви в 2019 году разорвал отношения со Вселенским патриархатом. Между тем продолжающиеся попытки Реджепа Эрдогана отколоть независимость города-государства вызвали большие споры в православных странах, поскольку президент предложил вернуть собор Святой Софии под турецкое правление и превратить его обратно в мечеть в 2020 году – идея, которую Вселенский Патриарх назвал “полной фантазией”.
Что произошло?
После провальной кампании Османской империи в Первой мировой войне страна была частично оккупирована Антантой, что спровоцировало национально-освободительную войну турецкого народа против монархического правительства в Константинополе. После завершения войны и поражения султана Мустафа Кемаль Ататюрк под давлением Великобритании выслал османский дом на остров Адакале на Дунае, но для этого ему потребовалось посредничество Румынии и Югославии. Столкнувшись с падением величайшего оплота православной веры перед социалистической тиранией в России и исходом греков из Малой Азии, сопровождавшимся разрушением греческих православных религиозных объектов в Турции, рассматриваемые народы (теперь к ним присоединились Греция и Болгария) потребовали автономии для Вселенского Константинопольского Патриархата в манере, аналогичной Святому престолу в Риме. В то время как сам Мустафа Кемаль был заинтересован в уменьшении значения Стамбула наряду с переездом правительства в Анкару, его первоначальное контрпредложение включало предоставление Вселенскому Патриарху района Фанар вокруг главного собора патриархии. Однако, столкнувшись с настойчивыми требованиями, а также предложениями финансовой компенсации со стороны королевских семей, он предоставил Патриархату в пользование дворец Топкапы и Собор Святой Софии - якобы из-за его взгляда на дворец как на вечный символ презираемого османского владычества, непригодный для новой республики, которую он строил.
Поскольку Турция отказалась гарантировать безопасность Константинополя и яростно выступала против греческого военного присутствия в Стамбуле, Патриархат начал поиски своей собственной Швейцарской гвардии. Неожиданное решение пришло от недолгого жителя Стамбула-печально известного “Черного барона”, генерала Русской Белой армии Врангеля. Завершив эвакуацию белогвардейцев из Южной России, он теперь проживал в Стамбуле с его многочисленной бело-эмигрантской общиной. Вселенский Патриарх обратился к Врангелю со своим планом восстановления знаменитой Варяжской гвардии, которая была создана из воинов, посланных для защиты Константинополя святым Владимиром I киевским в 988 году, путем вербовки теперь уже без гражданства русских эмигрантов для защиты города-государства. Лихо воскликнув: “мы подвели Третий Рим, но мы поддержим второй!”, генерал Врангель присягнул на верность Константинополю и тем самым положил начало давней традиции бело-Русской службы городу. Бывший генерал организовал остатки белой гвардии в сплоченные профессиональные силы обороны, носившие форму Императорской русской армии и сохранявшие вековые военные традиции. В отличие от преимущественно церемониальной Швейцарской гвардии, Варяжская гвардия формировалась в обстановке постоянной напряженности между Константинополем и Турцией, что привело к гораздо большему акценту на боеготовность и военную подготовку. Хотя Варяжская гвардия была приведена в полную боевую готовность только в 1974 году, во время турецкого вторжения на Кипр, она тем не менее предотвратила несколько террористических актов и обеспечила безопасность Вселенского Патриархата от проникновения. После 1991 года членство в Варяжской гвардии было распространено на новобранцев из других православных народов.
Как только Константинополь получил ограниченную автономию от Анкары в 1924 году, он был немедленно признан несколькими европейскими странами в качестве суверенного государства в своем собственном праве, несмотря на возражения Турции. Кроме того, Константинополь получил экстерриториальный контроль над богословской школой Халки, а также административный контроль над Афоном в Греции. В течение следующих нескольких десятилетий Вселенский Патриархат продолжал превращать бывшие дворцовые территории в дом церкви, восстанавливая на своей территории храмы и монастыри Византийской эпохи, а также принимая верующих из других православных народов.
По окончании Второй мировой войны Турция оказалась в опасном положении. Оставаясь нейтральным на протяжении всей войны, он теперь находился под давлением Советского Союза из-за его предполагаемой доброй воли по отношению к нацистской Германии. Среди нескольких советских требований были огромные территориальные уступки Грузинской ССР, направленные на возвращение исторических армянских и грузинских земель, требования, которые толкали Турцию в западный лагерь. С началом Холодной войны в послевоенном порядке Соединенные Штаты, Великобритания и Франция были заинтересованы в поощрении внутреннего инакомыслия в Восточном блоке посредством поощрения религиозных чувств. Однако отсутствие формальной независимости Константинополя активно эксплуатировалось в социалистических СМИ, где город-государство представлялся марионеткой турок, а также усиливалась напряженность в отношениях с соседней Грецией, которую западные державы надеялись включить в общую оборону. Это побудило западные правительства оказать давление на Анкару, чтобы она официально признала независимость Константинополя, что турецкое правительство неохотно сделало в 1949 году, в тот же год, когда была основана НАТО. Три года спустя Турция присоединилась к организации вместе с Грецией – бывшие противники теперь объединились под единым знаменем.
На протяжении всей Холодной войны Константинополь оставался центром православного христианства и был хорошо известен своими последовательными требованиями религиозной свободы в социалистическом блоке и тесным сотрудничеством с Радио "Свободная Европа" в передаче религиозных программ в Восточную Европу. И хотя крах социализма в Европе и освобождение православных народов были поводом для большого празднования в Константинополе, это также привело к эпохе конфликта, поскольку обновленный Московский патриархат вновь заявил о себе на региональной арене и столкнулся с Константинополем за юрисдикцию в новых независимых постсоветских государствах-с весом большинства православных христиан мира позади них.
подписывайтесь на наш канал и смотрите другие карты по альтернативной истории. Например, прочитайте о том, как выглядит Ингрия в мире Толкина.