Найти тему

Редкость редкостная: старинные роговые евлогии Святой Земли

Фото 3. Нательная икона «Распятие Христово, икона Богородицы Споручница Грешных». Светлый рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 6,3х4,8 см
Фото 3. Нательная икона «Распятие Христово, икона Богородицы Споручница Грешных». Светлый рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 6,3х4,8 см

Тему паломничества и старинной пластики, резных православных реликвий мы начали в номере «Деньги» 1(15)/2016. Нынешнюю статью мы посвятили одним из редчайших произведений пластики, привезенных русскими паломниками из Святой Земли в XIX веке.

Прежде чем начать рассказ о реликвиях, хочется кратко обрисовать саму эпоху, чудо всеобщего духа паломничества, охватившего Россию и христианский мир.

Фото 1. Нательный образок «Икона Богородицы Иерусалимская, святитель Николай Чудотворец». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 4,9х4,3 см
Фото 1. Нательный образок «Икона Богородицы Иерусалимская, святитель Николай Чудотворец». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 4,9х4,3 см

Крестьянская реформа, проведенная в России при Александре II, привела в благоговейное движение целые массы простого народа. Веками сжимаемая пружина крепостничества распрямилась: люди получили свободу передвижения и эту свободу многие захотели употребить на то, чтобы посетить монастыри и обители в родной земле и дальних странах, молитвенно прикоснуться к далеким Святыням, местам, где проходила земная жизнь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и учеников Христа, мучеников, пострадавших за веру. Люди оставляли насиженные места и иногда целыми семьями отправлялись в путь.

Паломничество в середине XIX века изначально подразумевало подвиг физический и духовный, на который обрекал себя любой путник. Неудобства и тяготы, которые ложились на его плечи, лишь усиливали желание дойти до цели, становились личным вкладом, малой жертвой Господу. Впроголодь, по большей части босиком, в пыли и непроезжей грязи, в зной и под проливными дождями тысячи людей целеустремленно шли в Святую Землю. И встреча с местами, по которым ходил Сам Господь, где в чудных городах и храмах существовало столько реликвий, подтверждающих факты, описанные в Священных книгах, приводила верующих в благоговейный трепет и восторг.

Фото 2. Параманный крест «Распятие Христово, Смоленская икона Богородицы, Избранные святые». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 8,3х4,7 см
Фото 2. Параманный крест «Распятие Христово, Смоленская икона Богородицы, Избранные святые». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 8,3х4,7 см

Возвращаясь в родные края, каждый из паломников, безусловно, хотел увезти и особые религиозные сувениры, евлогии, ведь эти реликвии были изготовлены в Святых Местах, освящены в храмах, непосредственно соприкасались со Святынями во время таинства освящения. Затем евлогии были носимы паломником по другим храмам и Святым Местам, прикладывались с молитвой и поклонами, наполнялись исцеляющей силой. Можно только представить, с каким трепетом паломник, возвратившийся домой, водружал на полочку Красного угла евлогии, привезенные из Палестины!

Тема русского паломничества XIX века, если говорить о предметах, привезенных пилигримами из Святой Земли Палестины, весьма обширна. «Индустрия» кустарных мастерских Иерусалима и Вифлеема предлагала широкий ассортимент, причем здесь производились некоторые вещи, являющиеся сегодня, по сути, антикварной «визитной карточкой» паломничества в Святую Землю. Например, резные деревянные иконы на спиле оливы, о которых мы рассказывали читателю «Деньги» в номере 1 (15)/2016, изготавливали только тут.

Фото 4. Нательный образок «Тайная Вечеря, Успение Пресвятой Богородицы». Темный рог, металл, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, диаметр 6,4 см
Фото 4. Нательный образок «Тайная Вечеря, Успение Пресвятой Богородицы». Темный рог, металл, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, диаметр 6,4 см

Уникальным явлением были и евлогии, сделанные из добываемой в Красном море раковины-жемчужницы. Искусные мастера покрывали целиковые раковины затейливой резьбой, создавая иконы, кресты, панагии и даже четки. Сувениры имели различную цену в зависимости от размера и сложности, так что и богатый, и бедный мог приобрести памятную святыньку по своему карману.

Только из Палестины мог привезти паломник резную икону, в основе которой был Иорданский камень - галька. Его резчики собирали на берегах Священной реки, там, где когда-то Иоанн Креститель совершил Великое Таинство.

Были и другие евлогии, все они достаточно легко определимы сегодня и опытными антикварами, и любителями древностей. С разной периодичностью они «всплывают» на антикварном рынке, в салонах старины и на барахолках. Однако существуют такие паломнические реликвии, о которых, как выясняется, не знают порой даже опытные торговцы антиквариатом, занимающиеся своим делом десятки лет!

Фото 5. Нательный крест «Распятие Христово, икона Богородицы, Орудия Страстей Христовых». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, высота креста 5,3 см
Фото 5. Нательный крест «Распятие Христово, икона Богородицы, Орудия Страстей Христовых». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, высота креста 5,3 см

Речь идет о роговых евлогиях - крестах, иконах и образках, изготовленных из рога домашних животных, а возможно, и носорога.

Литература по данной теме практически отсутствует. Лишь в каталоге выставки, проходившей несколько лет назад в ГИМе, посвященной тысячелетию русского паломничества, есть несколько фотографий и кратких описаний этих изделий (Каталог выставки «1000 лет русского паломничества», М., 2009, 332 с., ил.).

Паломнический сувенир из рога выглядит необычно - полупрозрачный материал, напоминающий янтарь, легкий и твердый, с особой слоистой, «чешуйчатой» фактурой, теплый на ощупь. Поверхность евлогий покрывают рельефные изображения, чаще всего - иконы по Библейским сюжетам, реже - изображения святых. Края роговых образков и крестов украшены «полубусинным» орнаментом. Почти все евлогии имеют ушко для ношения на гайтане.

Фото 6. Наперсный крест «Распятие Христово, Крещение Господне (Богоявление)». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 7,7х4,4 см
Фото 6. Наперсный крест «Распятие Христово, Крещение Господне (Богоявление)». Темный рог, тиснение, вырезание. Палестина, XIX век, 7,7х4,4 см

Размеры роговых евлогий, как правило, небольшие. Связано это, наверное, с самим материалом и технологией изготовления, однако нам удалось отыскать и несколько предметов внушительных размеров, которые на фоне остальной «мелочи» смотрятся и вовсе удивительно.

Качество рельефного рисунка на изделиях из рога разное - есть примитивно выполненные изображения, а есть и изумительно красивые, столь подробные и точно исполненные, что становится ясно: перед нами творение большого мастера.

Фото 7. Богослужебный крест «Распятие Христово, евангелисты, Спас Вседержитель, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых». Светлый рог, тиснение, вырезание. Палестина, середина XIX века, 18,8х12,2 см
Фото 7. Богослужебный крест «Распятие Христово, евангелисты, Спас Вседержитель, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых». Светлый рог, тиснение, вырезание. Палестина, середина XIX века, 18,8х12,2 см

Сведений о том, когда в Палестине начали изготавливать роговые евлогии, нет. Исходя из отрывочных сведений, почерпнутых из того же каталога выставки, технология пришла из Западной Европы, где несколькими веками ранее уже существовало производство бытовых предметов из рога, например, пуговиц.

Поскольку точного описания технологии изготовления роговых сувениров нет нигде, нами, на основе осмотра имеющихся евлогий, был предложен следующий краткий вариант.

Рог разного цвета и оттенка «отпаривался», вымачивался в горячей воде, после чего его «распускали» - надрезали по длине, разворачивали и распрямляли, превращая в пластины толщиной до одного сантиметра. Затем из пластин нарезались заготовки по размеру и форме изделий. Каждая заготовка зажималась между двумя пуансонами - матрицами с рельефным рисунком. Очевидно, что матрицы были металлические, а вот кто изготавливал их - палестинские резчики и литейщики или приезжие мастера из Греции и Афона, - неизвестно.

Фото 8. Богослужебный крест «Распятие Христово, евангелисты, Спас Вседержитель, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых», фрагмент
Фото 8. Богослужебный крест «Распятие Христово, евангелисты, Спас Вседержитель, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых», фрагмент

На завершающем этапе происходили просушивание и доработка: ножом изделию придавалась окончательная форма, проделывалось отверстие в ушке, возможно, изделия полировались.

Оценивая технологию и зная редкость появления роговых евлогий на современном антикварном рынке, можно прийти к выводу, что производство не было массовым. Трудоемкое производство и невозможность «размножения» матриц делали товар, по сути, штучным. Подтверждает эту версию тот факт, что внешний вид и иконография известных сегодня роговых реликвий практически не повторяются.

Неизвестно, сколько мастерских или отдельных мастеров занимались таким промыслом, но ничтожное количество сохранившихся евлогий наводит на мысль, что это могла быть всего одна или пара мастерских.

Упоминание рога носорога, как основы, не случайно. Это животное считается священным, поэтому евлогия из носорожьего рога должна была бы обладать еще и свойствами оберега. Трудно оценить сегодня стоимость и редкость такого материала, но, вероятно, что большинство сувениров делали из рога коров.

Фото 9. Богослужебный крест «Распятие Христово, евангелисты, Спас Вседержитель, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых», фрагмент
Фото 9. Богослужебный крест «Распятие Христово, евангелисты, Спас Вседержитель, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых», фрагмент

Перейдем к обзору самих реликвий, дошедших до наших дней и собранных нами за несколько лет.

Образок с изображением святителя Николая и иконой Богородицы Иерусалимской - один из наиболее простых в плане рельефного рисунка (фото 1). Изготовлен из темного рога, на котором отлично видна слоистая фактура материала.

Параманный крест (фото 2) очень интересен тем, что несет на себе изображение Распятия на одной стороне и миниатюрные клейма с образами Смоленской Богородицы и других святых, среди которых прославившиеся и почитаемые исключительно в России, - на другой.

Центральное Богородичное клеймо окружают дробницы с образами Господа Саваофа (вверху), Архангела Михаила и Дмитрия Солунского (внизу), Николая Чудотворца (слева) и Митрофана Воронежского (справа).

Прямоугольный двусторонний образок из светлого рога (фото 3) на лицевой стороне представляет сцену Воскресения Христова. Оборотная сторона украшена подробным изображением иконы Богородицы в изводе «Споручница Грешных».

Интересно отметить, что в Святой Земле часто евлогии были «универсальными», то есть такими, которые могли покупать и католики, и православные. Надписание на ленте, опоясывающей Богородичное изображение, воспроизведено здесь на русском языке, ясно транслируя, для какой части паломнического сообщества предназначен этот религиозный сувенир.

Круглый нательный образок из темного рога (фото 4) с одной стороны демонстрирует момент Тайной Вечери, с другой на нем запечатлена икона Успения Пресвятой Богородицы - событий, произошедших в Святом Граде, а значит, очень близких сердцу любого паломника в Иерусалиме.

Еще один нательный крестик из темного рога (фото 5) сохранился несколько хуже, утратил оригинальное оглавие, из-за чего прежнему владельцу пришлось проделать отверстие в верхнем луче. Лицевую сторону креста занимает изображение Распятия, на оборотной стороне в средокрестии - Богородичное клеймо, на лучах креста - Орудия Страстей Христовых, еще одна популярная тема в производстве религиозных памятных сувениров из Палестины в XIX веке.

Фото 10. Богослужебный крест «Распятие Христово с предстоящими, евангелисты, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых». Светлый рог, тиснение, вырезание. Палестина, середина XIX века, 20,0х12,0 см
Фото 10. Богослужебный крест «Распятие Христово с предстоящими, евангелисты, Символы евангелистов, Орудия Страстей Христовых». Светлый рог, тиснение, вырезание. Палестина, середина XIX века, 20,0х12,0 см

Довольно крупный наперсный крест (фото 6) из темного рога имеет необычную форму - углы прямоугольного распятия украшены бусинами-кубиками, а надписание на табличке выполнено на русском языке. Лицевое изображение тут традиционное, оборотная сторона несет сцену Богоявления, Крещения Господня.

Но, пожалуй, исключительными по редкости являются два огромных напрестольных, то есть богослужебных, креста, которые удивляют тонкостью и сложностью многочисленных изображений, занимающих все плоскости лучей.

Крест «Распятие Христово» с символами евангелистов и изображениями Страстей (фото 7) имеет достаточно большую толщину. Вид торца позволяет сделать заключение об использовании многослойной технологии, при которой в одном изделии три роговых пластины соединялись вместе при помощи пресса, возможно, с применением клеевого состава.

Крест великолепно смотрится при подсветке сзади: материал приобретает необычайную глубину, рельефные изображения как будто оживают.

Главное изображение на лицевой стороне - Распятие Христово, в верхнем луче разместилось клеймо с Господом Саваофом, в боковых клеймах - порхающие Ангелы.

Оборотная сторона в средокрестии занята изображением Спасителя, по бокам от фигуры которого и в нижнем луче видны Орудия Страстей. Окончания креста украшены дробницами с изображениями евангелистов и их Символов (фото 8, 9).

Все надписания выполнены на русском языке, хотя и с ошибками. Обратите внимание на богатый декор, тонкую проработку фигур, отделку фона и рамки Распятия.

Крест имеет небольшую рукоятку.

Барочная стилистика предмета характерна для первой половины - середины XIX столетия.

Аналогичный, но чуть больший по размеру крест (фото 10) был сделан, по-видимому, в этой же мастерской, и матрицу для него изготавливал тот же мастер. Он имеет увеличенную рукоятку все с тем же барочным орнаментом.

Лицевое изображение Распятия Христова увенчано клеймом с Саваофом, по бокам от Христа расположились предстоящие - Богородица и апостол Иоанн Богослов. На оборотной стороне - клейма с евангелистами и их Символами, а также Орудия Страстей, в средокрестии в миниатюрном клейме размещена икона Крещения Господня.

Окончания креста украшены бусинами, придающими и без того сложной форме распятия особую легкость и красоту.

Мы надеемся, что открытие новых памятников русского паломничества в Святую Землю на этом не закончится. Как знать, возможно, нас ждут очень интересные находки!

Алексей Смирнов
Алексей Смирнов
Максим Бурмистров
Максим Бурмистров

Максим Бурмистров, Алексей Смирнов

(ведущие эксперты сети антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru, ofena.ru)

Альманах ДЕНЬГА №1 (18) Декабрь 2017