Найти в Дзене
Попризанятнее

Как пилоты авиалайнеров разбираются во всех этих кнопочках?

Оглавление

Действительно, когда видишь то количество кнопок, ламп и ручек в кабине пилотов, сразу возникает вопрос: какого черта? Как все это возможно уместить в голове?

В прошлой статье было показано, что пульт управления четко поделен между пилотами на зоны ответственности, поэтому во время пилота каждому из них нужно сосредоточиться только на своей зоне.

В то же время, вы могли обратить внимание, что зона ответственности второго пилота больше, чем у командира.

Итак, давайте разбираться вместе.

Архитектура кабины

Первая хорошая новость: кабины всех авиалайнеров однотипны, независимо от размера и производителя судна. Это значит, что они состоят из одинаковых функциональных частей, расположение и основное назначение которых всегда идентично. Могут меняться только нюансы. Скажем, у Boeing панель управления средствами пожарной защиты находится на пьедестале, в то время как у Airbus - на оверхеде, но основное назначение их оверхердов и пьедесталов совершенно одинаково: оверхед - это всегда бортовые системы, а пьедестал - всегда средства связи.

Оверхед, пьедестал... Кто все эти люди? Взглянем на схему:

На рисунке представлена структура пульта управления с отмеченными местами посадки командира воздушного судна (КВС) и второго пилота (2П), которые - и это вторая хорошая новость -  так же одинаковы во всех гражданских судах: КВС всегда слева, 2П всегда справа.
На рисунке представлена структура пульта управления с отмеченными местами посадки командира воздушного судна (КВС) и второго пилота (2П), которые - и это вторая хорошая новость - так же одинаковы во всех гражданских судах: КВС всегда слева, 2П всегда справа.

Функциональное назначение элементов

Рассмотрим подробнее, что у нас тут.

Синим цветом обозначена верхняя панель, которую обычно называют оверхедом (англ. Overhead - букв., над головой), поскольку находится она на потолке. На оверхеде всегда находятся органы управления бортовыми системами самолета. К счастью, их тоже немного: электрическая, топливная, гидравлическая, антиобледенительная, и ряд других. Также, именно здесь находится запуск двигателей.

Далее расположен так называемый козырек центрального пульта управления. Козырек выделен лавандовым цветом, а сам пульт - розовым. Козырек - это всегда место управления автопилотом. Будь то Boeing, Airbus или Bombardier, да хоть Superjet, автопилот всегда будет там.

Центральный пульт управления исторически содержал полётные приборы - авиагоризонт, указатель высоты и скорости, вариометр, и отдельно - множество приборов каждого двигателя. Однако, в современных судах классические стрелочные приборы уступили место так называемой "стеклянной кабине" (от англ. Glass Cockpit) - дисплеям, которые содержат все те же показания, только в более наглядном виде.

Отмечу, что чисто технически, козырек тоже относится к центральному пульту управления, однако я выделил его в отдельный элемент для наглядности.

Интересно, что дисплеи показывают те же данные, которые отображали приборы, находившиеся на том же месте. Например, между двумя пилотами посередине всегда находились приборы двигателей, сейчас же там находятся дисплеи, которые показывают ровно ту же информацию - обороты, температуру и пр.

Пульт управления Boeing 737-100. Изображение с сайта thepointsguy.com
Пульт управления Boeing 737-100. Изображение с сайта thepointsguy.com

Так же, на центральном пульте находится рычаг шасси, авиационные часы, а также парочка самых основных классических стрелочных приборов, называемых резервными, поскольку используются они только в случае выхода из строя стеклянной кабины. Это примерно никогда.

Две серые панели по бокам от нижнего дисплея - это узлы управления пресловутым "бортовым компьютером". Каждый производитель называет всю эту систему по-разному, но суть у них одна,  да и выглядят они одинаково, хоть и имеют различия в устройстве и интерфейсах.

Обратите внимание, что несмотря на различия в названии, устройства идентичны. Более того, у них одинаковые корпуса, размер и расположение кнопок. Отличаются только названия верхних кнопок, и представление информации на дисплее. Подробнее о бортовых компьютерах мы поговорим позже, так как это предмет отдельной статьи.

Красный - РУД, а зеленый - задняя панель управления, чаще называемая просто пьедесталом. РУД может быть и отдельной панелью (Boeing), но чаще он сблокирован с пьедесталом, как это сделано в самолетах Airbus, Bombardier, Superjet.

РУД, как следует из названия, является органом управления тягой двигателей. Причем, количество рычагов соответствует количеству двигателей. У Boeing 737 два двигателя, и два рычага, у 747 - всего по четыре. Там же находятся реверс тяги, колеса триммера стабилизатора, и всегда где-то рядышком находятся рычаги управления интерцепторами и закрылками.

Пьедестал - это всегда связь. Радиостанция, навигационное радио, связь с салоном. Могут быть еще какие-то системы, например, кран аварийного выпуска шасси у Airbus, но связь всегда будет на пьедестале.

Боковые панели, отмеченные желтым цветом, обычно содержат штурвальчик управления носовой стойкой шасси, а также управление подсветкой кабины, кислородные маски пилотов и другие элементы. Там же находится сайдстик у самолетов, не имеющих штурвалов - это Airbus, Superjet. У Boeing и Bombardier штурвалы, которые находятся перед пилотами.

И... это все! Я питаю искреннюю уверенность, что запомнить расположение и названия всего лишь восьми штуковин под силу любому человеку. Более того, я полагаю, что вы уже успели это сделать, пока читали статью.

Общий взгляд

Ну а теперь окиньте взглядом следующие фотографии и оцените масштаб только что полученных знаний:

Вопрос: если все так просто, то в чем же сложность? Она кроется в алгоритмах управления и взаимосвязях между различными системами самолета. И если "железка" у самолетов практически идентична, то программная начинка очень отличается, но это уже совсем другая история.

Надеюсь, вам было призанятно, так что не стесняйтесь поставить лайк.

Прошлая статья об автопилоте пришлась читателям по душе, поэтому я решил написать продолжение, но оказалось, что сначала нужно многое объяснить, поэтому будет еще парочка промежуточных статей, и в следующий раз мы поговорим о концептуальных отличиях философий Boeing и Airbus. Так что подпишитесь сейчас, чтобы не пропустить потом.

В статье были использованы изображения с сайтов airliners.com, Flickr.com, thepointsguy.com, jetphotos.com, а также собственные иллюстрации.