Если о личности Емельяна Пугачева и его восстании большинство людей имеет хоть какое-то представление, то о его семье не знает почти никто. А ведь семейная жизнь может рассказать очень многое о любом человеке, пролив свет на его натуру и даже деяния.
Первая жена
Первой супругой знаменитого предводителя казачьего восстания была донская казачка Софья Недюжева. Восемнадцатилетнюю Софью выдали за ровесника Емельяна в 1760 году. Почти сразу после свадьбы он отбыл на войну с Пруссией, да и после, в связи со службой, появлялся дома редко.
Когда Пугачев бежал на Терек и, сильно повздорив с властями, вернулся домой, жена решила донести о возвращении Емельяна, так как видела, что его главный сообщник был прощен.
Однако после ареста Емельян снова бежал, и с тех пор дома не показывался. Получилось, что, желая обеспечить своей семье спокойную жизнь, Софья осталась одна с детьми и без средств к существованию.
Во время второго восстания Пугачев, уже под именем Петра III, вновь приютил их, сказав всем, что это семья его друга. Софья, у которой уже не осталось к мужу добрых чувств, была вынуждена наблюдать его сожительство с другими женщинами. Отношения между супругами оставались натянутыми.
После казни мужа Софья провела остаток жизни в заключении.
Вторая жена
Яицкая казачка Устинья Кузнецова была выдана за Пугачева в 1774 году в возрасте 16 лет и провозглашена императрицей. На допросе Емельян показывал, что решил взять ее в жены для укрепления связей с Яицким войском после того, как на этом настояли казаки. Однако более вероятно, что он сам настоял на женитьбе, а казаки уступили этому, надеясь, что свадьба оградит от его посягательств на других яицких девушек.
Семья Кузнецовых не хотела выдавать дочь за «царя». Сама Устинья пыталась укрыться от его сватов, а на свадьбе горько плакала.
Пугачев наказал своим прислужникам обращаться с Устиньей как с императрицей, но ей не разрешалось покидать дом. В царском происхождении супруга молодая жена явно сомневалась, в основном потому, что он решил жениться на ней, простой девушке. Многие сообщники Пугачева тоже разделяли эти сомнения. Получилось, что, надеясь укрепить связи с казаками, Емельян заронил в них сомнения.
После поражения восстания провела в фактическом заключении весь остаток жизни.
Судьба детей
От Устиньи у Пугачева детей не было. Из детей, рожденных Софьей, выжило трое – мальчик Трофим, девочки Аграфена и Христина. Все они жили с ней в заключении в Кексгольме.
О судьбе Христины не сохранилось никаких сведений кроме того, что умерла она в возрасте 56 лет.
Аграфена была подвергнута насилию со стороны коменданта полковника Гофмана, от которого родила сына, скончавшегося в младенчестве. Известно, что за насилие Гофмана не наказали. Сама Аграфена дожила до 65 лет. Трофим Пугачев скончался в возрасте 55 лет, не оставив потомства.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте, делитесь публикацией в соцсетях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!