Георгий Петрович Чистяков (1953-2007) был не только священником Русской православной церкви, но и ярким религиозным мыслителем, филологом и историком, кандидатом исторических наук.
Из воспоминаний сына Георгия, Петра:
«Как только отец там стал служить, стали появляться какие-то люди, которые изъявляли желание что-то пожертвовать для храма … для его украшения. Но отец занял принципиальную позицию: он сказал, что утвари и икон будет по минимуму — только то, что необходимо для совершения богослужений, а все остальные средства мы будем тратить на больных детей. Потому что средств на лекарства катастрофически не хватало, а лекарства нужны были современные, поскольку РДКБ — это всегда очень тяжёлые случаи. Утварь была самая простая. Иконостас был сделан своими силами. Это было очень трогательно, потому что там висели иконы, написанные детьми, пациентами РДКБ».
По мнению протоиерея Бориса Михайлова:
«отец Георгий исполнил всё, что только может желать священник. Сверх того, он оказался не в стороне от тех тяжелых церковных проблем, которые встали перед всеми нами в 90-е годы — в отличие от подавляющего, к сожалению, большинства священнослужителей града Москвы… Я хочу подчеркнуть, что он поступил как человек, внутренне о Господе, о Христе, свободный».
Протоиерей Александр Борисов вспоминал:
«Это был замечательный человек блестящего ума и образования, блестящего знания классических и новых европейских языков. Человек высочайшего уровня культуры. И все это он отдал на служение Церкви. При всём блеске светского образования он был человеком глубоко верующим, прекрасно понимающим православное богослужение и богословие. При этом он имел огромное почтение к духовному измерению человеческой жизни. Главной его чертой было сочувствие к человеку. Потому так тянулись к нему люди... Главным в его жизни было примирение и союз всех людей. В каждом человеке он видел образ Божий. Его дар сострадания, противостояния и сочувствия физической боли наиболее ярко проявился в его почти десятилетнем служении в детской республиканской больнице. Это был настоящий подвиг».
Философ, культуролог Григорий Померанц сказал так:
«В лице отца Георгия Чистякова смерть забрала одного из очень немногих духовных мыслителей, которые остались в нашей стране. Духовное пространство становится все более пустым. Он ушел слишком рано для мыслителя… по немногим книгам, которые он успел издать, мы должны угадывать то прекрасное, что он мог бы сделать».
У о. Георгия есть замечательная статья «Откуда эта злоба?», где он рассуждает о непростых взаимоотношениях Истины и Церкви. Некоторые считают, что православная церковь и есть истина, или во всяком случае имеет монополию на истину.
"Когда мы заявляем, что православие – это единственно верный святоотеческому Преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, страшно сказать, не святых Отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жесткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной".
Да, на основании Св. Писания : «… Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15б). Здесь мы видим образ большой античной колонны, на верху которой ярко сияет свет истины, видимый очень многими людьми.
Когда мы, члены Церкви, бескомпромиссно и смело возвещаем людям Слово Божье, которое есть истина, тогда Церковь становится похожей на «столп истины». Конечно, прежде чем возвещать истину, сначала необходимо утвердить её в своём сердце. Что есть истина? Триединый Бог и Библия как Его богодухновенное Слово.
О. Георгий пишет, что для многих верующих «религия воспринимается как борьба со злом, но совсем не как движение к добру, таинство – как магическое действие священника, автоматически защищающее нас от нечистой силы, но не как благодатное касание Духа Святого, на которое, как любил говорить отец Сергий Булгаков, необходимо ответить теперь уже нашим движением навстречу Богу».
Действительно, лучший способ изгнать тьму – это не бороться с ней, а включить свет…
Далее священник говорит об огромной опасности проникновения в православную среду язычества и даже оккультизма:
«На днях я купил книжку под названием «Русский православный обряд крещения»… кроме полностью изложенного чина таинства и списка всех православных храмов Москвы в этой книжке содержится полнейшая информация о гаданиях и приметах, связанных с рождением ребенка, а также о заговорах, которые рекомендуется использовать в случае его болезни.
Так, например, чтобы снять испуг у ребенка, следует «обварить вереск кипятком и этой водой вымыть над миской лицо и руки испуганному, затем вылить воду там, где он испугался. Повторить три раза на утренней заре». Такого рода рецепты приводятся здесь во множестве. Это уже откровенное язычество, магия и колдовство, но, к несчастью, под флагом православной веры».
О. Георгий так закончил свою статью: «Не инославие, а именно язычество угрожает сегодня православной вере на Руси. К счастью, это понимают многие. А Христос – Он всегда здесь, среди нас, поэтому нам, если мы верим в Него, не страшно».
Рекомендую подробнее ознакомиться с духовным наследием о. Георгия на сайте его наследников.