Всем привет! Наверное каждому геймеру приходит на ум такой вопрос:
- а куда, собственно делись читы для компьютерных игр?!
Еще не так давно читы были неотъемлемой частью геймерской культуры и почти в каждой игре была возможность собрать какие-нибудь комбинации клавиш, благодаря чему можно было получить и бесконечные жизни, разблокировать все оружия, выбрать любой уровень игры и прочее.
Сейчас редко в какой игре встретишь подобное - разработчики обычно не оставляют нам возможности так легко обходить игровые трудности.
Давайте же разберемся зачем в старых играх нужны были чит-коды и почему сейчас они практически исчезли.
Читер раньше - это было круто!
Каких-то 15-20 лет назад тяжело было себе представить, что однажды игры будут выходить совсем без читов.
Тогда еще не было мультиплеера и систем достижений, а использование читов вовсе не казалась чем-то зазорным, а наоборот, они были у всех на слуху и знания какого-нибудь чита в особо сложной игре сразу же добавляло очков крутости глазах сверстников.
Во дворах и школьных коридорах читы обрастали мифами и легендами, зачастую далекими от реальности:
Я знаю одного парня у которого брат одноклассника знает код чтобы можно было играть за Шао Кана в Mortal Kombat 2!
Некоторые читы даже были универсальными и переходили из одной игры в другую! Самый известный из них это конечно же Konami-код:
С его помощью можно было облегчить себе жизнь в целом ряде игры от студии Konami, а впервые он появился в 1986 году в Port Gradius. Разработчику Кацухиси Хасимото игра показалась слишком сложной и он ввел код для того чтобы на главном меню можно было сразу дать себе усиление.
Но одно из других применений Konami-код должно быть знакомо многим: именно с его помощью возможно было увеличить число жизней в игре Contra до 30!
На Западе подборки читов выпускались в отдельных рубриках в игровых журналах и для читателей эта часть контента зачастую была не менее важна, чем превью и рецензий.
Читы попадали в издании разными способами, часто читатели сами писали в журналы об обнаруженных ими кодах, а бывало, что и редакторы сами внезапно натыкались на них во время прохождения.
Но тогда эта тема была настолько популярна, что зачастую разработчики игры отправляли копию игры на рецензию им сразу вместе с подборкой кодов, чтобы у журналистов была возможность облегчить себе прохождение и они могли посмотреть игру со всех сторон.
В России же во времена 8 и 16-битный консолей у людей практически не было денег на специализированные дорогие издания и большой популярностью пользовались пиратские сборники читов, печатавшиеся в виде отдельных книжек.
В некоторых из них можно было найти не только читы, но и советы по прохождению и поиску игровых секретов, а ближе к нулевым эта часть контента перекочевала на CD и DVD-диски.
Свежая версия электронной базы кодов CHEMAX была установлена на ПК у каждого уважающего себя геймера.
К слову, база эта до сих пор жива и регулярно обновляется, тем не менее с дальнейшим развитием игровой индустрии и геймерской культуры читов в играх становилось все меньше и меньше и сейчас они уже воспринимаются как что-то из давно ушедшей эпохи.
Зачем создатели старых игр создавали чит-коды?
Но для того чтобы понять почему это произошло нужно разобраться с какой целью читы вообще стали вводиться в игры.
Разработчики тестировали свои игры при помощи читов
В первую очередь читы нужны были самим разработчикам - изначально они служили механизмом тестирования и дебаггинга.
Их добавляли в игры для того чтобы можно было быстро переместиться на нужный уровень или пройти особенно сложное место.
Нескольких простых кодов обычно было достаточно чтобы полностью пройти и перепроверить всю игру.
Возникает логичный вопрос: почему же тогда разработчики не убирали читы из игр перед релизом?
Ирония в том, что этот механизм дебаггинга мог породить гораздо больше багов если начать вытаскивать его из игры в последний момент!
Игры в те времена делались иначе, читы были вшиты очень глубоко в код игры и безболезненно удалить их оттуда без сбоя в каких-нибудь процессах было крайне проблематично и не забываем, что в то время нельзя было выпустить пару патчей после релиза и все исправить.
Разработчики банально отправляли код производителям консолей и те либо одобряли его, либо заворачивали обратно и на этом все заканчивалось.
Почему читы в играх стали исчезать
Сейчас же игры делаются совершенно по-другому: код пишется на более высокоуровневых языках что позволяет относительно безболезненно вытаскивать из него читы если таковые имеются.
Игры стали более сложными технически, а значит возросла и сложность контроля качества при их производстве, да и инструменты тестинга сделали огромный шаг вперед - вместо того чтобы проходить пол-уровня, теперь достаточно нажать пару кнопок чтобы игровой персонаж оказался ровно в том самом месте, где нужно тестеру.
1 причина исчезновения читов в играх: увеличение сложности процессов создания игр
Есть и еще один немаловажный фактор, с которым нужно считаться: сейчас в играх очень много интерактивных сценариев и взаимодействия с окружающим миром.
К примеру, в оригинальном DOOM вы могли напечатать IDCLIP и радостно бегать сквозь стены зная, что не нарушите никакой важной последовательности событий.
А теперь взгляните на любой уровень в том же Half-Life Алекс! В нем огромное количество триггеров, запускающих всякие интересные вещи вокруг игрока: просто представьте, насколько сильно все поломается, если вы будете дергать за эти ниточки в неправильном порядке, так что вполне возможно, что отсутствие читов в играх имеет очень важную практическую составляющую.
Читы появились по техническим причинам и теперь эти причины потеряли свою актуальность, поэтому и читов в играх больше нет.
2 причина исчезновения читов в играх: развитие мультиплеерных игр
Свой вклад в исчезновение читов внесло также и распространение мультиплеера: в любой многопользовательской игре их не может быть по определению, ведь это привело бы к дисбалансу и в конечном итоге потери у пользователей интереса к игре.
С теми, кто все же пытается получить в игре нечестное преимущество другими способами, например манипуляции с игровыми файлами, издатели нещадно борются при помощи банов.
3 причина исчезновения читов в играх: развитие системы ачивок (наград)
Другой фактор, который оказал влияние на исчезновение читов, это развитие системы достижений, которые есть теперь в каждой игре.
Можно смело сказать, что достижения по определению не совместимы с читами, ведь если использовать коды для того, чтобы облегчить получение какого-либо ачивмента, то теряется сама суть процесса достижения.
Именно поэтому если в игре есть читы, то их использование зачастую отключает возможность получать ачивменты.
4 причина исчезновения читов в играх: смена отношения к читерам
В геймерской среде поменялось и само отношение к читингу как к таковому - если раньше знание кодов к играм было признаком крутости и хардкорности, то теперь читер это оскорбление, это клеймо позора.
Но среди игр есть конечно и исключения. Ярчайший пример - серия Grand Theft Auto, в ней читы были всегда и похоже никуда уходить не собираются, видимо отчасти это дань традициям, отчасти сохранение элементов.
GTA и так позволяет игрокам творить полнейший хаос в игре, а использование читов приумножает градус безумия в несколько раз.
Трансформация читов в современных играх
В некоторых играх разработчики намеренно добавляют разблокируемые опции, которые отчасти могут заменить собой читы, скажем пройдя Uncharted 4 игрок может включить режим с бесконечными патронами, а для тех кто прошёл Devil May Cry на уровне сложности Данте Масдай, открывается специальный режим - Супер-Данте, дающий бесконечную шкалу Devil Triger, что по большому счету практически эквивалентно неуязвимости.
Хотя даже такие методы очень часто служат лишь для того, чтобы высмеять игрока, например чит-код Jurassic Park превращает динозавров в неуправляемую и злую нежить.
Пасхалки
В эту же категорию можно отнести пасхальные яйца - скрытые послания, оставленные разработчиками игры для читеров, хотя такой скрытый контент не влияет на геймплей, эти яйца раскиданы во многих играх и могут намекать на будущее игры в серии или давать больше разнообразной информации.
Подводя итоги всему вышесказанному на данный момент читы в играх не используются, так как необходимость в них отпала и они могут испортить первоначальную задумку разработчиков.
Хотя так или иначе призраки давно ушедшей эпохи читов остаются бродить в игровой среде где-то в виде эксплойтов и полезных игроку багов, где-то в виде Трейнеров и другого внешнего софта, где-то в виде опции, которые становятся доступны после завершения игры.
Они призваны разнообразить геймплей и повысить ценность от повторного прохождения, однако в том виде в котором читы находились пару десятилетий назад мы их уже вряд ли когда-либо увидим.
Игровая индустрия слишком сильно изменилась, с тех пор разработчикам они уже не нужны, как, впрочем, и многим игрокам - скорее теперь они останутся лишь небольшим ретро-элементом в играх и ностальгическим напоминанием о тех временах, когда каждый знал как быстро попасть на уровень 41 в Super Mario Bros и что скрывается за шифром IDDQD!