Август 1956 г. В Москве проходит Первая Летняя Спартакиада народов СССР, что-то типа отечественных Олимпийских игр, где соревновались команды союзных республик, Москвы и Ленинграда. О Спартакиаде был снят документальный фильм "В дни Спартакиады", к которому Василий Павлович Соловьев-Седой на стихи Михаила Матусовского написал 4 песни. Одну из них, по задумке композитора - вальс "Подмосковные вечера", должен был исполнять выдающийся баритон Большого Театра Евгений Кибкало. Но у исполнителя классического репертуара этот вальс не получился.
Тогда актер МХАТа Владимир Трошин, который в этом фильме исполнял одну из песен, предложил Соловьеву-Седому свой вариант исполнения, более медленный, чем вальс. И именно этот вариант и вошел в фильм. А после того, как "Подмосковные вечера" прозвучали в эфире Всесоюзного радио, Трошин проснулся знаменитым. А сама песня "Подмосковные вечера" стала главной песней Московского международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., облетела всю планету, в африканских деревушках имелись пластинки с этой песней в исполнении Трошина, стала символом и культурным брендом СССР за границей.
Владимир Константинович Трошин, простой паренек из уральского заводского поселка Михайловский, феномен и самородок, не имевший музыкального образования, но ставший одним из главных исполнителей русской советской песни в период ее наибольшего расцвета с середины 50-х до начала 70-х годов. Исполнил за свою карьеру около 2 тысяч песен, большинство которых стало шлягерами. Его уникальный тембр узнавался с первых нот.
Мальчишки из соседнего села в детстве дали ему прозвище Гамаюн. Он обижался на это прозвище, дрался. Только позже узнал, что Гамаюн -это райская певчая птица с прекрасным лицом. И этот уральский паренек, 10 ребенок из 11 детей в простой рабочей семье, поступил в 1943 г., в 17 лет, в Школу-студию МХАТ, а в 1951 г., в 25 лет, играя уже на сцене МХАТа, стал лауреатом Сталинской премии.
Он не играл в кино и МХАТе главных ролей, но специально для него писались музыкальные произведения, которые после исполнения в спектакле или фильме становились абсолютными хитами того времени.
Впервые Трошин записал для кино две песни к художественному фильму 1956 г. режиссера Юрия Егорова "Они были первыми". Фильм о первых комсомольцах Страны Советов, в котором играл звездный состав - Марк Бернес, молодые Георгий Юматов, Лилиана Алешникова, Михаил Державин. Обе песни, которые написали композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский стали сразу же очень популярными. Это героическая "За фабричной заставой" и лирическая "Мы жили по соседству". Последняя песня звучит в фильме в урезанном варианте, вот ее полный вариант.
А через год, в 1957 г., Трошин снялся в первом фильме выдающегося советского режиссера Владимира Скуйбина, в очень атмосферной экранизации повести А. Гайдара "На графских развалинах". Замечательный фильм, какие там бандиты Граф и Хрящ в исполнении молодых Владимира Сошальского и Бориса Новикова, первая роль 11-ти летнего Семена Морозова.
Трошин появляется в самом начале фильма, играет бойца ЧОН и исполняет песню композитора М. Мееровича на стихи Е. Евтушенко. Это редчайший случай, когда Трошин играет и исполняет в фильме песню. Им записано более 70 песен к различным кинофильмам, но они либо звучат за кадром, или же он поет за других актеров. Вот такой Владимир Трошин был в 31 год.
Удивительный музыкальный талант в сочетании душевностью, актерским мастерством, безупречным художественным вкусом позволяли ему делать из любой песни шедевр и народный шлягер. Это был самый настоящий песенный гений, он даже нотами не пользовался. "Ему достаточно было наиграть мелодию, и богатое воображение мастера создавало вокальную аранжировку со всеми тонами и полутонами, душевной окраской и драматической четкостью." Сила, мужество, благородство, надежность исходили от него.
В сентябре 1960 г. Правительству срочно потребовалась песня о космонавтах, так как планировался в ближайшее время полет человека в космос. Многим поэтам-песенникам было предложено написать стихи на эту тему за пару-тройку дней, почти все заявили, что в такой срок не уложатся. Но работавший в то время на Всесоюзном радио писатель В. Войнович в течение суток написал стихи, которые незамедлительно отправили композитору Оскару Фельцману. Вот как об этом вспоминает сам Войнович.
Утром следующего дня я принес обещанный текст в редакцию и пока Наташа читала, следил за её реакцией со страхом. А реакции никакой не было. Она читала текст словно проходную газетную заметку, без всякого выражения. А потом придвинула к себе телефон и набрала номер: "Оскар Борисович, у меня для вас есть потрясающий текст. Пишите: "Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, закурим перед стартом, у нас ещё в запасе четырнадцать минут". Записали? Диктую припев: Я верю, друзья караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды..." Что? Рифма? У вас, Оскар Борисович, испорченное воображение. Наши слушатели люди чистые, им такое и в голову не придёт. "На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы", Оскар Борисович, следы, а не то, что вы думаете."
Оскар Борисович Фельцман был уже очень известный к тому времени композитор, автор шлягеров, распеваемых в кино, на улицах, в поездах и ресторанах.К концу дня Фельцман позвонил:
- Музыка готова, кто будет петь?
Я сказал:
- Предложите Бернесу.
Бернеса не нашли, нашли Владимира Трошина. Песню записали на плёнку, пустили в эфир и она сразу стала знаменитой.
А потом на эту песню сняли осенью 1960 г. один из самых первых советских клипов. А потом, как выразился товарищ Дынин, - "эту песню Гагарин пел в космосе". Правда, он ошибся. Гагарин пел в космосе песню Д. Шостаковича "Родина слышит, Родина знает". А эту песню через год, в 1962 г., пели в космосе Павел Попович и Андриан Николаев, а потом, с трибуны Мавзолея, на митинге в честь возвращения Поповича и Николаева из космоса, пел сам Никита Сергеевич Хрущев. Песню даже выдвинули после хрущевского исполнения на Ленинскую премию, но не дали, так как Хрущева сняли с должности к тому времени.
Вот эта песня и этот очень редкий клип.
А в 1963 г. Трошин записал еще одну песню на "космическую" тему. Тоже ставшую очень знаменитой песню композитора Вано Мурадели на стихи Е. Долматовского к советскому фантастическому фильму "Мечте навстречу". Тогда советский кинематограф был мировым лидером в кинофантастике. Американцы беззастенчиво воровали наши фантастические фильмы, чуть переделывали сюжет и выпускали наши фильмы со своим названием в прокат. При этом советским актерам присваивались какие-то фантастические иностранные имена.
И еще одна песня из фильма того же 1963 года. Музыка А. Эшпая и Р. Бойко на стихи Л. Дербенева "За тобою вслед". Художественный фильм "Первый троллейбус", снятый мастером мелодрамы Исидором Анненским, с участием знаменитых А. Грибова, Л. Свердлина, Н. Сазоновой, Г. Вицина, Н. Парфенова и большой группы начинающих актеров, которые через небольшой время станут такими же известными - И. Губановой, О. Даля, Д. Щербакова, В. Борцова, М. Кононова, Н. Дорошиной, А. Демьяненко.
Недоброжелатели их называли "шептунами". Утесова, Бернеса, Трошина - у них не было за плечами консерваторского вокального образования, они не пели на оперной сцене, их голоса не выделялись необыкновенным звуковысотным диапазоном и силой. Но песню можно проорать в микрофон, а можно и спеть с душой. Превратить песню в маленький спектакль, а не в звукоизвлечение. И именно душа певца совершает чудо рождения песни, которая потом уже живет сама по себе. Живет и становится с годами все лучше и лучше.
И напоследок, еще одна прекрасная песня в исполнении истинно народного русского советского певца Владимира Константиновича Трошина. Музыка Э. Колмановского, стихи Расула Гамзатова, перевод Я. Козловского, "Лишь одна".
А здесь статья о Леониде Утесове.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.