Аральск имеет даже некоторую историю: известен с 1817 года как аул Алта-Кудук (Шесть Колодцев), а в рост пошёл в 1905, когда через него прошла Ташкентская магистраль со станцией Аральское Море. Тут же подсуетились русские купцы, создали акционерное общество "Хива" и превратили Алта-Кудук в крупнейший рыбопромышленный порт на Арале. К 1912 году тут была верфь, рыбзаводы, несколько тысяч жителей и даже деревянная церковь. И с той поры в окрестностях вокзала даже сохранилось несколько домов:
Крупнейшие суда "Хан Хивинский" и "Туркестанец" сыграли свою роль в Гражданской войне: в 1919 году здесь был крупный бой красных с белой армией генерала Белова, и с этих кораблей был расстрелян поезд, перевозивший питьевую воду для белых. Позже суда переименовали в "Киров" и "Коммуну", и они проработали до 1970-х годов, пока не высохло море. Аральск же получил городской статус в 1938 году.
Центр в Аральске довольно ухожен и это здорово контрастирует с постапокалиптической атмосферой пересохшего порта.
Неподалёку обнаружился романтического вида кораблик, поставленный в 2009 году в честь аральских рыболовов. Нет, нельзя просто так забыть ушедшее море...
Кораблик стоит уже на привокальной площади, а сам вокзал выглядит так:
Со стороны путей смотрится лучше - породистая архитектура царских времён:
В зале ожидания - мозаика. В 1921 году Ленин действительно написал сюда письмо следующего содержания: "Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдалённых друг от друга мест", в ответ на которое аральцы действительно отгрузили 14 вагонов рыбы для оживавшей страны.
Трафик на станции весьма оживлённый с явным утренним "пиком" - за полчаса, что я ждал своего поезда, здесь успели постоять, кажется, три других. Кроме того, ко мне успели подвалить ребята гоповатого вида, сначала довольно навязчиво задавали мне какие-то маловразумительные вопросы, но затем разулыбались, пожелали всего хорошего и ушли. Аральск - город весьма гоповской, тут стоит быть осторожным в любое время.
Какая станция без водонапорки?
Напоследок я забрался на виадук. Дальше у путей - весьма неожиданные посреди пустыни деревянные пакгаузы:
Привокзально-припортовое хозяйство:
Памятник очередному батыру в центре Аральска:
За путями, прямо в черте города - солончак. Необычайно высокая для райцентра вышка - скорее всего, наследство военных:
Рядом ещё один памятник, уж не знаю кому, тем более спиной к поездам:
Ну а дальше подошёл мой поезд, и я был рад покинуть этот скорбный край: