Найти тему
Петербурженка

Прощай, "Скороход". Здравствуй, новое пространство!

Здания обувной фабрики, основанной ещё при Александре III, бывшей крупнейшей в СССР и постсоветской России собираются реконструировать.

Заставская улица в Санкт-Петербурге в конце XIX века располагалась на территории пригорода столицы, сегодня же это почти центр города. Последнее десятилетие территория вокруг бывшей промышленной зоны активно застраивается жилыми многоэтажками, что делает район Московской заставы все более привлекательным и населённым. Ввиду этого, территории бывшего "Скорохода" городскими властями решено преобразовать в очередную городскую зону с магазинами, офисами и пешеходными зонами. Проектировщик будущего многофункционального комплекса уже разыскивается.

Что же ждёт дореволюционные здания? На данный момент их собираются снимать с государственной охраны как памятник архитектуры. Данный статус постройки носили как временный, поэтому и возможно его упразднение. Что это означает фактически? Всего в комплекс "Скороход" входит девять корпусов. Снимают с охраны три дореволюционных здания со стороны Московских ворот и ещё одно, выходящее прямо на Заставскую улицу. Перечисленные постройки ранее размещали в себе административный и производственные корпуса и склад.

-2

Почему именно эти постройки? Они были возведение позднее прочих и претерпели значительные изменения. Эти корпуса давно уже отчуждены от фабрики и имеют своих частных собственников. Располагаются тут сейчас преимущественно офисы.

1912 год, журнал "Зодчий"
1912 год, журнал "Зодчий"

Остальные здания должны получить статусы региональных объектов наследия. В ходе проведения культурно-исторической экспертизы они были признаны нуждающимися в охране и сохранении. Все эти здания принадлежат холдингу "Охта групп", который и анонсировал организацию на Заставской улице нового модного лофта.

Предполагается, что территория будет облагорожена и преобразована с учётом необходимости и современных реалий, планов по сносу существующих зданий на данный момент нет.

Закройный цех дореволюционного "Скорохода"
Закройный цех дореволюционного "Скорохода"

"Товарищество   С.-Петербургского механического  производства  обуви"  было  основано  в далёком 1882 году  немцем  Г. Криштеном  и изначально находилось на Обводном  канале, 130. В  1885 году для   него  по  проекту  архитектора  Анастасия  Ивановича   Рейнбольдта  стали   строить производственные  корпуса, на территории которых и разместят новый лофт.

С 1886 по 1889 годы число рабочих, занятых на производстве обуви, возросло почти в 2,5 раза, а количество выпущенной обуви - более чем в 4 раза и составило 705 тысяч пар в год.

Для нужд предприятия Товарище­ство приобрело в Стокгольме паровую турбину в 150 л. с., а у петербургской фирмы «А. Коппель» купило фабричную котельную. Территория фабрики непрерывно бла­гоустраивалась: по ней был проложен рельсовый путь, дворовые дорожки были заасфальтиро­ваны.

-5

К кон­цу 1890-х годов закупленные Товарищест­вом новые машины для отделки обуви и взятое в аренду у американской фирмы оборудование, позволявшее применить рантовый способ крепления подошвы, давали возможность полностью исключить ручной труд на определенных участках. Впервые в тогда еще Российской Империи был использован конвейерный метод производства обуви. Это было сделано до использования конвейеров Генри Фордом!!!

-6

Производственные здания во дворе проектировали в 1910-1914 гг. архитектор Эрих Александрович Густавсон и в 1911-1913 годах архитектор Оскар Рудольфович Мунц.

В 1935 году перетяжчик ленинградской обувной фабрики «Скороход» Николай Сметанин поставил рекорд выработки – 1400 пар обуви за смену. Подобное рвение не прошло незамеченным; в годы Великой Отечественной войны Сметанин стал директором Казанского кожевенно-обувного комбината.

Во время блокады Ленинграда на обувной фабрике "Скороход" производили помимо армейской обуви пулемётные ленты и снаряды.

На «Скороходе» впервые в мире был использован метод горячей вулканизации при изготовлении подошвы. Этот метод используется сейчас во всем мире.