Найти в Дзене
Свет к свету

Быть иль не быть? Судьба учебных дисциплин по искусству в образовательной школе

Дорогие читатели! Приглашаю вас на разговор о проблемах нашей общеобразовательной школы. Технократизация, компьютеризация, цифровизация... Уцелеют ли школьные предметы искусства в столь непростое время? Или, как полагают некоторые родители, эти предметы просто уже не нужны?

В недавней публикации на Яндекс-Дзене одна мама школьницы гневно обрушилась на учительницу музыки своей дочки.

Урок музыки в общеобразовательной школе. Фото взято из открытого источника в интернете. https://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/4771150/inx960x640.jpg
Урок музыки в общеобразовательной школе. Фото взято из открытого источника в интернете. https://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/4771150/inx960x640.jpg

Претензия состояла в том, что на школьном дистанционном обучении, и так напряженном, педагог по музыке продолжала задавать домашние задания - например, прослушать музыкальное произведение и определить его жанр; прослушав, в двух-трех предложениях описать свое эмоциональное состояние. Мама посчитала, что время, потраченное ее девочкой на выполнение таких "ненужных" заданий, лучше было бы употребить на прогулку по свежему воздуху. (В среднем звучание включенных в программу музыкальных произведений, дающихся школьникам, не превышает 2-2,5 минут. То, что звучит дольше, уже считается крупным произведением или его крупным фрагментом).

Маме казалось, что, независимо от карантина по ковиду, нужно просто отобрать ряд необходимых для изучения предметов, а от других, за ненадобностью, стоит отказаться. Например, от того же урока музыки. Зачем, в самом деле, перегружать и так перегруженных учащихся?

Когда закончились силы... Фото взято из открытого источника в интернете. https://ygb3.ru/upload/iblock/d8d/d8d8e4cce49ea74bc8cd356bdce0543c.jpeg
Когда закончились силы... Фото взято из открытого источника в интернете. https://ygb3.ru/upload/iblock/d8d/d8d8e4cce49ea74bc8cd356bdce0543c.jpeg

Не будем лукавить: школьники и впрямь очень перегружены. Давно прошли те времена, когда в хорошую погоду в городских дворах и на сельских улицах нескончаемой рекой длились игры то в салочки, то в прятки, то в войну, то просто продолжалась беготня с визгом до самого вечера.

Чтобы разобраться в описываемой ситуации, надо найти причинно-следственные связи. Тогда во главу угла Яндекс-маме надо ставить не личность негуманной учительницы музыки, а все-таки проблему перегрузок. И тут не так все просто, как кажется этой маме. Что значит отобрать только "необходимые" и "главные" учебные предметы? Для кого и для чего они должны быть важны и необходимы?

Чем разнообразнее виды учебной деятельности, тем интереснее детям и полезнее для их развития. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3518430/pub_5f4510f7ca77c760891fbabb_5f45157f9330f06df013e7b6/scale_1200
Чем разнообразнее виды учебной деятельности, тем интереснее детям и полезнее для их развития. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3518430/pub_5f4510f7ca77c760891fbabb_5f45157f9330f06df013e7b6/scale_1200

Некоторым кажется, что "главными" учебными предметами надо признать те, которые обращены в основном к умственной сфере личности. Конечно, интеллект играет очень важную роль в жизни человека. Но далеко не единственную! Есть не менее важные эмоциональная, волевая, духовно-нравственная, эстетическая и др.сферы. Насколько добрым, отзывчивым, тонко чувствующим красоту вырос бы тот, кто приоритетно упражнялся только в решении математических уравнений или в нажимании соответствующих кнопок на компьютере? Что это дало бы его душе? Не зря нам даны от природы два полушария головного мозга, а не одно!

Компьютерный класс в школе. Фото взято из открытого источника в интернете. https://4geo.ru/images/personal-pages-share/1164270082/gallery/1719648472_orig.jpg
Компьютерный класс в школе. Фото взято из открытого источника в интернете. https://4geo.ru/images/personal-pages-share/1164270082/gallery/1719648472_orig.jpg

Интеллект, логика связаны как раз с левым. А вот правое полушарие "заведует" интуицией, творчеством, духовностью. Они-то и развиваются в процессе занятий искусствами. Умный, но бездушный, эстетически глухой, духовно неразвитый человек - это скорее зло, чем ценность. Такому роботизированному созданию будет непосильно постичь то, чем живет разносторонне развитый человек. Каким он (или она) будет мужем или женой? Каким родителем, другом, подругой?

Ему неподвластны, например, такие нюансы общения: почему у партнера по диалогу вдруг изменились интонация, мимика, темп речи? Апеллируя только к уму, такой собеседник будет реагировать только на смысл слов. Однако ему так и останется неведомым, что этот смысл может быть прямо противоположным тому, что хотел сказать партнер. Умному, но эмоционально, эстетически, духовно неразвитому человеку невозможно понять не только других, но и себя, свой истинный потенциал.

Тот, кто не распознает именно нюансы, теряет и общий смысл происходящего. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1881616/pub_5ce1828f6ae53300b438ea96_5ce183749ad6b100b3c9f469/scale_1200
Тот, кто не распознает именно нюансы, теряет и общий смысл происходящего. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1881616/pub_5ce1828f6ae53300b438ea96_5ce183749ad6b100b3c9f469/scale_1200

Возвращаясь к обсуждению публикации Яндекс-мамы, я считаю, что учительница музыки давала детям необходимые по программе, посильные и вдобавок важные задания по самопознанию, саморазвитию. Прослушав музыкальное произведение, девочка отнесла его к жанру романса. Про себя же она поняла то, что музыка изменила ее настроение в лучшую сторону. Это очень ценный опыт, ценный вывод.

Да, выполняя это задание, девочка потратила энное количество минут своего времени. Но при этом она немало и приобрела: по крайней мере, сбалансировала работу правого и левого полушарий, эмоционально обогатилась, применила на практике знания о жанре романса, улучшила свое настроение. Только то, что здесь перечислено, уже само по себе "разгрузило" девочку от тягот других школьных дисциплин! Можно ли посчитать такое "ненужным" ребенку?

Домашнее задание по музыке. Фото взято из открытого источника в интернете. https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%BA-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%BE%D0%BC%D0%B0-97398459.jpg
Домашнее задание по музыке. Фото взято из открытого источника в интернете. https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%BA-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D0%BE%D0%BC%D0%B0-97398459.jpg

Возможно, именно такой уникальный шанс познать себя в ходе слушания музыки и был самым важным и главным на тот момент для девочки, да и многих ее одноклассников. В школьном образовании неправильно и несерьезно - противопоставлять одни предметы другим. Все они не просто важны, они отобраны в ходе длительного исторического развития.

Не могу авторитетно заявить, что учебные дисциплины искусства всегда преподаются в школе опытными профессионалами. Особенно это касается, увы, небольших сельских школ, расположенных в глубинке. Однако горжусь тем, что именно в нашей стране у истоков преподавания искусства в школе стояли знаменитые искусствоведы, композиторы, художники и педагоги Б.В.Асафьев, А.В.Бакушинский, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и многие другие.

Советский композитор и педагог Д.Б.Кабалевский (1904-1887) ведет урок музыки в обычной школе по созданной им инновационной программе. Фото взято из открытых источников интернета. https://pic.rutube.ru/video/d6/16/d616b4c50e7a6f388ab790e480c26e18.jpg
Советский композитор и педагог Д.Б.Кабалевский (1904-1887) ведет урок музыки в обычной школе по созданной им инновационной программе. Фото взято из открытых источников интернета. https://pic.rutube.ru/video/d6/16/d616b4c50e7a6f388ab790e480c26e18.jpg

Они мечтали о том, чтобы каждый выпускник общеобразовательной (не музыкальной и не художественной, а самой обычной!) школы открыл для себя настоящий мир искусства и стал подготовленным слушателем и зрителем. Как мы помним из истории, массовый доступ детей к искусству и музыкальному, художественному образованию был столетиями закрыт. Его могли себе позволить только представители социальных "верхов", то есть имущие. Постановку и решение проблемы взращивания новых поколений, кому предстояло с помощью новой советской школы массово войти в мир высокого искусства, впервые осуществил Б.В.Асафьев в целом ряде педагогических статей.

Русский и советский композитор и музыковед Б.В.Асафьев (1884-1949 ). Фото взято из открытых источников интернета. https://www.conservatory.ru/sites/default/files/news/2019-01/asafev.jpg
Русский и советский композитор и музыковед Б.В.Асафьев (1884-1949 ). Фото взято из открытых источников интернета. https://www.conservatory.ru/sites/default/files/news/2019-01/asafev.jpg

Многие высказанные Б.В.Асафьевым идеи были талантливо реализованы в педагогической практике Д.Б.Кабалевского, который на смену более примитивному уроку пения разработал целостный урок музыки.

Идейно близкие тенденции с 1994 года осуществлял советский художник Б.М. Неменский. Возглавляя Центр непрерывного художественного образования при Московском комитете образования, он разработал концепцию «Художественное образование как духовная культура» . На ее основе была создана соответствующая программа для школ по изобразительному искусству и художественному труду.

Советский художник и педагог Б.М.Неменский (род. в 1922 г), Народный художник РСФСР. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.ytimg.com/vi/3fmZ2vqocVE/maxresdefault.jpg
Советский художник и педагог Б.М.Неменский (род. в 1922 г), Народный художник РСФСР. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.ytimg.com/vi/3fmZ2vqocVE/maxresdefault.jpg

А что же тогда с проблемами школьных перегрузок? Я думаю, эта проблема возникла не сегодня и даже не вчера, поскольку современное знание удесятеряется примерно каждые 5 лет. В разных странах ищут выход в том, чтобы делить школы на массово доступные, откуда невозможно поступить в университет, и школы повышенного уровня, где нагрузки и были, и остаются. Вот в такое непростое время мы живем.

Но выбирать нам: или мы растим безликого роботообразного человека-функционера, или высокодуховную ЛИЧНОСТЬ.

Дорогие читатели, а как вы думаете обо всем этом?

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!