Найти тему
Kompasgid

Художница Маша Судовых об искусстве, Марке Ротко и книжной графике

Когда есть возможность рассказать об обложках «КомпасГида», мы не можем остановиться. Новинку Финна Сеттерхольма «Тайна Лидии» в переводе Лидии Стародубцевой оформила уже знакомая читателям художница — Маша Судовых. «В поисках мальчишеского бога» Дмитрия Ищенко и «Доплыть до грота» Тамары Михеевой — обложки именно этих полюбившихся книг создала Маша Судовых. Сегодня мы пообщались с ней о последней работе и узнали много интересного!

— Расскажите, как вам предложили создать обложку книги «Тайна Лидии»?

— После работы над «В поисках мальчишеского бога» и «Доплыть до грота» редакция предложила мне проиллюстрировать для КомпасГида что-нибудь еще. Мы несколько раз обсуждали книгу о девочке, которая путешествует по картинам (тема меня заинтриговала!), но все никак не могли пересечься по срокам — я была занята в других проектах. В конце концов все сошлось, и я приступила к работе — как оказалось, книге необходима была обложка и несколько небольших иллюстраций-заставок, которые предваряли бы главы.

— Расскажите про концепцию обложки, как она создавалась?

— Я начала с обложки. Как правило, я выбираю несколько сюжетов из книги, которые особенно характеризуют историю, и отталкиваюсь от них. Так получилось и здесь: два сюжета я выхватила из начала, один — из середины книги. Во всех трех прослеживалась общая концепция — фигура девочки противопоставляется изображенному на картине. Было несколько совсем черновых эскизов, на примере которых мы с редактором старалась выработать точную идею. Один из набросков получился темноват, к тому же, картина Рембрандта на нем не так популярна и узнаваема; на втором, несмотря на загадочную атмосферу музея и интересное сравнение картины с «дверью-порталом» в другую реальность, плохо читался сюжет, и в миниатюре обложка была бы недостаточно выразительна. Так мы сошлись на эскизе с легендарной Джокондой. Но и он подвергся доработке: было решено сделать акцент на передний план, дать девочке в руки скетчбук, одеть ее более современно. С учетом всех этих правок я отрисовала финальную версию! Мне кажется, в ней удачно соединились все отличительные черты этой истории: загадочность, путешествие во времени, живопись.

— Повлиял ли сюжет, какая-то сцена из книги на концепцию обложки?

— Вообще тема истории искусства в этой книге меня поглотила. Я решила не мелочиться и продолжить мотив «попаданства» в искусстве и в заставках. Хотя изначально на них отводилось совсем мало места (они планировались чисто ради декоративного оформления), я предложила редактору сделать их сюжетными и дать им немного больше пространства в странице. Благодаря усилиям редакции и дизайнера-верстальщика это получилось! Так что в начале каждой части читателя ждет небольшая черно-белая иллюстрация, подсказывающая, в эпоху какого художника попала героиня. На этапе набросков я перепробовала множество композиций, чтобы найти лучший способ совместить живопись художника и приключение Лидии в одной заставке. Кое-где я ориентировалась на одну картину, где-то совмещала несколько. Мне кажется, увлеченному читателю будет интересно сопоставить, фрагменты каких картин попали в иллюстрации, и заодно углубиться немного в творчество каждого мастера.

Маша Судовых
Маша Судовых

— Кому вы порекомендуете ознакомиться с книгой «Тайна Лидии»?

— Вообще, на мой взгляд, эта книга — прекрасная ступенька к увлекательному погружению в мир искусства. Ведь за каждой картиной — не только дата, название и имя автора, но и целая эпоха, исторический контекст, человеческие судьбы и переживания. Книга дает читателю это почувствовать — и, к счастью, не в поучительно-назидательной манере, а в вихре приключений и эмоций! Героиня знакомится с художниками и видит в них мастеров живописи, конечно, но еще людей, трудяг, скромников и чудаков, семьянинов и одиночек... И оказывается, что всякая картина (даже та, которая в далеком будущем висит на стене в музее) сначала была всего лишь наброском, идеей, чувством, родившимся в голове художника. Это чудесный вдохновляющий посыл. Так что я сказала бы, что эта книга для всех. А читателям, увлеченным рисованием, творчеством, искусством будет интересно вдвойне!

— А есть у вас любимая картина (или художник), может быть, та эпоха, в которую она написана, или он жил, куда бы вы как Лидия, хотели бы отправиться в путешествие во времени?

— Сложно выбрать что-то одно! Я бы точно с удовольствием заглянула к Пикассо. Любопытно было бы попасть в эпоху прерафаэлитов (я бы, наверное, прикоснулась для этого к картине Джона Эверетта Милле «Христос в родительском доме», это одно из моих любимых произведений того времени, и хранится оно в одном из моих самых любимых музеев мира — лондонском Tate Britain). Еще очень хотела бы побывать в мастерской Марка Ротко (от Tate Britain до Tate Modern недалеко!). А, ну и, конечно, для меня было бы удивительным приключением познакомиться с Туве Янссон! Интересно, перемещение во времени сработало бы с книжной иллюстрацией?