Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Карнавал» - почему хорошо, что Нина не стала артисткой?

В замечательном фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал» (1981), несмотря на лёгкость повествования, рассказывается о крушении юношеских идеалов. Правда, в конце есть луч надежды, что девочка всё-таки вырвется — Ирина Муравьёва поёт оптимистичную песенку. Однако же это именно Ирина Муравьёва, а не её персонаж. Кроме того, Нина постоянно фантазирует, представляя себя то в одной, то в другой актёрской ипостаси. Авторы сделали нам иллюзию открытого финала.

Кадр из фильма «Карнавал» (1981). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Карнавал» (1981). Скрин экрана.

Многим это показалось и — до сих пор видится жестоким и - «обломным». Безусловно, в Голливуде создали бы другой путь и там Нина, конечно же, стала бы звездой Бродвея. У меня есть предположение, что «Карнавал» - это завуалированное послание провинциальным девочкам с 48-м размером одежды (о чём саркастически говорит мать Нины). Мол, не суйтесь в город, не пытайтесь блеснуть, ибо все творческие места заняты мажорами, вроде того Никиты или эпизодической девицы, дочери художника — отцова друга.

Вот они будут режиссёрами и художницами, а ты - «к нам на комбинат!», как опять же воскликнула земная (быть может, слишком земная) мама. На самом деле, Нина провалила экзамены и потом рассталась со своей мечтой из-за того, что не была к той мечте расположена на все 100%. Она активная и весёлая, но, увы, бездарная. Её уровень — это самодеятельность небольшого городка, где она теперь сможет реализоваться, трудясь на комбинате. Это тот случай, когда провал — не есть облом.

Представим себе, что Нина всё-таки на 3-4 год всё-таки пробилась в театральный вуз и даже каким-то образом доучилась, не вылетев через пару месяцев. Скорее всего, она играла бы до старости каких-нибудь белочек и «вторую помощницу Бабы-Яги», искренне убеждённая, что её роль — это Мария Стюарт или хотя бы Лариса-бесприданница. Судя по всему, меняла бы кавалеров (она очень быстро сделалась девушкой Никиты, просто молниеносно). Снялась бы в дюжине проходных фильмов. Да и там — сплошные Никиты, у которых есть свои «музы».

Я не пытаюсь сказать, что в этой среде всё по блату. Не всё. Есть прорывные таланты или хотя бы явные способности. Нина — обычная. К слову, о такой «ненужной» актрисе, ведущей на радио (да и редко) детские постановки, был неплохой фильм - «Артистка из Грибова» - якобы оптимистическая вариация «Карнавала», точнее своеобразное продолжение — нам показывают, как сложилась бы театрально-киношная судьба посредственной актрисы, когда-то приехавшей из маленького городка.

Так и Нина — всю жизнь играла бы всякую ерунду; и таких лицедеев — процентов 90. В каждом театре есть звёзды, которых мало и — статисты, из года в год произносящие: «Кушать подано!» На мой взгляд, лучше быть работницей комбината, по вечерам играющей королеву в местном клубе, чем влачить жалкое существование где-то в мегаполисе. При том, что Нина сама начинает въезжать в ситуацию — она сама говорит маме, что у неё нет великих склонностей к сценическому перевоплощению. Вот героине «Старшей сестры» театр был нужен, как воздух...

Zina Korzina (c)