Античность — будто центральная нервная система живописного искусства. Коснитесь любого древнегреческого/древнеримского сюжета- и даже простенькая жанровая сценка тут же «среагирует» на это касание, «обрастая» в подсознании дополнительными тонкими смыслами, оплетая сетью эстетических «нервных окончаний». Дайте зрителю явную отсылку к любому персонажу/событию классической античной мифологии — и в его памяти оживут ролевые модели, знакомые по «старым-добрым» античным мифам и легендам.
Возьмём, к примеру, образ богини Флоры. Удачный пример, ведь её популярность не идёт ни в какое сравнение с эротизмом «суперзвезды» Афродиты (Венеры), с суровой харизмой Афины (Минервы) и даже с нарочито-небрежной сексуальностью Артемиды (Дианы). Но всё равно, Вы совершенно точно о ней слышали и успели сложить собственное впечатление. В девяноста девяти случаях из ста Вы ассоциируете её с такими положительными коннотациями как жизнелюбие, плодородие и доброта.
Так что стоит какому-нибудь портретисту намекнуть на сходство своей модели с той самой Флорой - и вот уже перед Вами не просто изображение незнакомки во цвете лет, а настоящий «букет» характеристик. Пока ваше сознание знакомится с обликом героини и общим антуражем произведения, Ваша лимбическая нервная система (проще говоря — Ваше подсознание) уже давным-давно закончила «оформлять» её эмоциональный антураж. Наделила чертами античной богини, дарящей людям первое весеннее тепло, напоённое тонкими ароматами полевых цветов. Одарила Вас эмпатией к героине полотна ещё до того, как Вы закончили знакомиться с её физическим обликом.
Вот так это и работает. Панъевропейский «культурный код» плюс мастерство живописца старой школы —- и картина становится шедевром сразу в двух «плоскостях»: с точки зрения техники изобразительного искусства и с точки зрения психологии.
1. «Флора», ок. 1515
2. «Флора (Коломбина)», около 1520
3. «Флора», 1589
4. «Флора». ок. 1634
5. «Флора», XVIII век
6. «Флора», 1877
Понравилась статья и канал? Подпишись! Спасибо! nnart.site