Я уверен, что каждый ценитель истории, помнит Вторую Пуническую войну между Римом и Карфагеном.
Это была война, которую полностью омрачил великий карфагенский полководец Ганнибал, который вторгся в Италию, одержав решительные победы на озере Тразимен и Каннах до своего окончательного поражения от рук римского полководца Сципиона Африканского в 202 году до нашей эры.
Тем не менее, часто игнорируемая битва, которая почти разбила Рим в течение двух лет, была Осада Сиракуз в 213–212 годах до нашей эры. Эта битва была особенной. Это была битва между военной мощью и блестящей наукой. Грубую военную мощь римлян возглавлял великий полководец Марк Клавдий Марцелл, и его огромной армии противостоял блеск одного человека, Архимеда, чьи превосходные технологические изобретения остановили римлян на месте.
Марцелл знал, что источником всех его проблем был только один «местный инженер», который организовывал стойкое сопротивление Сиракуз. Он был очень зол, но в то же время очень уважал своего легендарного врага, который был одним из величайших умов древнего мира. Архимед был человеком, чей ум вышел далеко за рамки своего времени.
Хорошо разбираясь в осадной войне, римляне ожидали, что завоевание города-государства станет легкой прогулкой, поскольку корабли с лестницами и крюками для захвата плывут к городу с намерением взобраться на его стены.
Но они сильно недооценили Архимеда. Архимед изобрел серию изощренных инженерных чудес, которые останавливали Марцелла и его армию в каждом нападении. То, что должно было закончиться за два дня, продолжалось два года, пока римская армия ждала за стенами, разочарованная и терроризируемая «местным» инженером, как они называли Архимеда.
Некоторые из его чудесных творений были просто слишком блестящими даже для сегодняшнего дня.
Коготь Архимеда
Коготь Архимеда был печально известным изобретением, в котором огромные лучи размахивались над стенами, а некоторые из них также сбрасывали огромные грузы, пробивая дыры в кораблях и топя их.
У других был коготь или крюк, который хватался за оснастку или поручни камбуза, поднимал его, тряс и опрокидывал. Ужасающее зрелище поднимаемого и брошенного корабля вселяло ужас в римлян.
Катапульта Архимеда
Историк Плутарх описывает двигатель катапульты как серию «двигателей», предназначенных для метания стрел и камней в атакующие римские войска и корабли.
По его словам, некоторые камни, брошенные из катапульты Архимеда, весили целых 10 талантов - около 700 фунтов. Он также описывает различные типы двигателей для катапульт с разной способностью метать или стрелять снарядами в атакующих как на большом расстоянии, так и прямо под стенами города.
Луч смерти Архимеда
Это было самое смертоносное изобретение Архимеда. Изобретение касалось огромного зеркала, которое могло фокусировать солнечный свет на деревянные римские корабли и заставлять их загораться.
Устройство состояло из большого массива хорошо отполированных бронзовых или медных щитов, расположенных по параболе, концентрирующих солнечный свет в единый интенсивный луч. Это единственное устройство посеяло хаос среди римских моряков, которые даже взбунтовались, чтобы не сгореть заживо.
Марцелл не мог позволить себе больше прямых атак и понес большие потери. То, что началось как короткая осада, превратилось в тупик, продолжавшийся два года.
Но Марцелл был полон решимости победить во что бы то ни стало. Он решил выжидать и атаковать, когда сиракузяне чувствовали себя комфортно и не обращали внимания.
Марцелл воспользовался случаем, когда сиракузяне праздновали праздник в честь Артемиды и были преданы вину. Он незаметно подошел и заполнил стену вокруг вооруженными людьми до рассвета и пробился в город.
В конце концов, боевые машины Архимеда не спасли город Сиракузы от поражения. Хотя благодаря Архимеду они обладали превосходными технологиями, им не хватало находчивости и выдержки. Марцелл приказал своим войскам найти Архимеда и вернуть его целым и невредимым, так как он очень уважал своего блестящего врага.
К сожалению, нетерпеливые римские солдаты поймали его и убили на месте. Марк Клавдий Марцелл был в ярости. На его могиле он поместил скульптуру, изображающую шар и цилиндр одинаковой высоты и диаметра; символ его любимого предмета - математики.
Архимед навсегда останется источником вдохновения для гениальных умов более поздних времен, и его невероятное наследие никогда не будет забыто на протяжении веков.