Найти тему
Хвалев Павел

Содержание этикетных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Основной целью изучения этикета является всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, повышение культуры их речи и общения. Проблемы, связанные с развитием культуры общения, приобретают в наше время не только образовательную, но и социальную значимость.

Поведенческая культура включает в себя ряд представлений: обычаи, традиции, обычаи, этическое поведение, этикет. Этикет - это часть культуры поведения, общепринятого кодекса поведения. Роль взрослых, вовлеченных в его воспитание, заключается в том, чтобы расширить и исправить знания детей о поведении и передать их в систему, разработанную обществом. Поведенческая культура помогает ребенку общаться с окружающими, приносит ему эмоциональное благополучие, комфорт и создает условия для успешной деятельности. Ребенок получает первоначальное представление о нормах поведения в обществе в семье и детском саду. Для воспитателей, которые формируют у детей правилам поведения, воспитательная роль этикета хорошо известна. Мы воспитываем человека и формируем в нем понимание необходимости соблюдения правил этикета, как для самого ребенка, так и для окружающих его людей [14].

Обобщив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, можно выделить следующие его группы: 

  • речевой этикет;
  • этикет телефонного разговора;
  • этикет в общественных местах;
  • гостевой этикет;
  • столовый этикет;
  • семейный этикет;
  • этикет в тяжелых жизненных ситуациях.

Речевой этикет – это «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д.» [14].

Речевой этикет включает в себя обращение, знакомство, приветствие, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

 Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком. С этой целью возможно использование художественных текстов, а также специально созданных дидактических текстов. В рассказах и диалогах возможно применение принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой не соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильность поведения и строить этикетную речь по общепринятому образцу.

  Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры.

Речевое направление развития и воспитания детей означает:

- овладение речью как средством общения и культуры; 

- обогащение активной лексики; 

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральных ценностей; 

- развитие у ребенка общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 

- формирование самостоятельности, направленности и саморегуляции своих действий; 

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной чувствительности, эмпатии, 

- формирование готовности взаимодействовать со сверстниками, 

- формирование респектабельного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Ребенок в возрасте старшем дошкольном возрасте активно использует формы этикета:

- соблюдает правила речевого этикета; 

- использует правила речевой культуры в спорных ситуациях, 

- знает о разнообразии и красоте слов и фраз этикета,

- использует различные способы общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, с учетом правил этикета (звонит, просит разрешения, соглашается, приносит извинения и т. д.).

Этика
7343 интересуются