Найти в Дзене
Senicheff Longsword Club

Как Гутенберг повлиял на боевые искусства

XVI век в истории европейских боевых искусств отмечен одним явлением, повлиявшим на их распространение и дальнейшее развитие.

И этим явлением было печатное слово, сделавшее боевое искусство не просто известным, модным и популярным занятием, но и массово доступным для самостоятельного познания.

Первые трактаты по боевому искусству были отпечатаны уже в конце XV века, в XVI же стали по-настоящему массовыми.

Первыми отпечатанными трактатами, содержащими в себе наставления о борьбе, были Das Landshuter Ringerbuch (написан Гансом Вюрмом) и De Dignoscendis Hominibus (написанный Пьетро Монте), оба изданы в 1490х годах. До выхода этих двух книг фехтовальная мысль сохранялась в виде манускриптов и не имела действительно широкого и массового распространения - к ней имели доступ лишь мастера, их ученики и патроны, а кроме них - разве что переписчики. Но с появлением печатного станка каждый обученный грамоте человек потенциально мог ознакомиться с фехтовальным искусством.

Первая страница труда Ганса Вюрма
Первая страница труда Ганса Вюрма

Первым же трактатом, рассказывающим об использовании оружия стал Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea уже упомянутого выше Пьетро Монте. Написанный в конце XV века и изданный в 1509 году, трактат охватываем огромный пласт вопросов, начиная от борьбы и использования разного вида вооружения (в том числе и появившегося относительно недавно двуручного меча) до комплектования армий и решения тактических задач, таких как оборона пехоты от кавалерии.

Первая страница  Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea. Милан, 1509 год
Первая страница Exercitiorum Atque Artis Militaris Collectanea. Милан, 1509 год

Можно сказать, что именно с XVI века феномен фехтования становится более доступным, хотя и в XV веке матера боя предоставляли свои услуги максимально широким аудиториям, готовым их оплачивать (от нобилей, делавших улучшить свои навыки перед поединками, турнирами и войнами до целых городских комунн, стремившихся "воспитать молодежь" посредством массовых фехтовальных занятий и практики), теперь же фехтование могло стать открытым и для тех, кто не имел возможности заниматься в школе того или иного мастера.

Геометрическое описание выпада, сделанное Камилло Агриппой в Trattato di Scientia d'Arme, con vn Dialogo di Filosofia, 1553 год
Геометрическое описание выпада, сделанное Камилло Агриппой в Trattato di Scientia d'Arme, con vn Dialogo di Filosofia, 1553 год

Печатное слово сыграет свою роль и в противоборстве школ и мастеров фехтования, которые в своих трудах будут критиковать друг друга и демонстрировать возможности противодействия изданным ранее приемам и навыкам. Так, боевое искусство будет эволюционировать уже с привлечением новых технологий и новой возможности анализа - через текст и графику, на которые можно опереться для понимания учения. Так, не только через поединки и войну школ, проходящие на турнирах и в переулках, но и на страницах книг будут вестись диспуты о преимуществах удара перед уколом, выпада перед шагом, конструкции оружия, его весе, важности понимания геометрии и рычага против "вульгарных" представлений о простом взаимодействии сильной и слабой доли оружия. Всему этому поспособствует новая технология и прогресс печатного дела.

Один из наиболее ярких и объемных трактатов своей эпохи -- Gründtliche Beschreibung der Kunst des Fechtens Иоахима Мейера, 1570 год.
Один из наиболее ярких и объемных трактатов своей эпохи -- Gründtliche Beschreibung der Kunst des Fechtens Иоахима Мейера, 1570 год.

Добавлю к этому и еще одну мысль. Мастер, создававший рукописный текст для своего ученика, писал его адресно, зная почти наверняка, что тот умеет, какова его подготовка, и что очень важно - что он уже успел ему рассказать и показать. Это одна из причин, по которым ранние фехтовальные наставления почти не содержат методической части, касающейся того, "как учиться", ведь мастер учит сам, а книга - лишь подсказка для уже умеющего, либо для другого мастера, который сможет научить. Среди наиболее курьезных примеров - краткие заметки, сделанные кем-то на полях богословского труда, описывающие 7 последовательностей атак иберийского двуручного меча. Совершенно иначе обстояло дело с печатными книгами - они могли попасть в руки к любому и любой должен был потенциально суметь воспользоваться их наставлениями. Это поставило перед мастерами боя задачу описывать действия настолько подробно, насколько они могли представить и разложить их, а вместе с этим добавить и методические советы по обучению и укреплению тела. Так Гутенберг, возможно сам того не ожидая, поспособсвовал развитию боевых искусств Европы.

Trattato sul maneggio delle armi e della spada, А. Ловино, Милан, 1580 год
Trattato sul maneggio delle armi e della spada, А. Ловино, Милан, 1580 год

Благодарю за внимание, цените печатное слово!