Ее биография проста и не длинна. Родилась в Томске в 1910-м, в годы революции и Гражданской войны сиротой с родственниками по материнской линии попала сперва в Харбин, затем в Париж. Там, еще плохо зная французский, в 1932-м случайно на автобусной остановке узнала от своей подруги о возможности подработать в качестве подсобной помощницы в мастерской одного художника, трудившегося тогда над созданием большого живописного полотна. Им был Анри Матисс, девушку звали Лидия Делекторская.
Анри Матисс. Автопортрет.
Их отношения сложно описать. После завершения одного из своих самых внушительных панно "Танец", для помощи в работе над которым Матисс и нанял Делекторскую, вскоре понадобилась сиделка для уже давно хворавшей мадам Матисс. Ею снова стала Лидия, как она сама писала: "представительница пресловутой загадочной славянской души в их очень французской семье". Постепенно художник разглядел в этой юной молчунье, умевшей так непосредственно класть голову на свои руки, скрещенные на спинке стула, или просто по-русски подбирать копну своих светлых слегка вьющихся волос, ее природную грацию, благородство осанки и ясный профиль, лицо, увидев которое один раз - трудно забыть. Так сиделка превратилась в модель для его живописных опытов, долгие годы, ежедневно, помимо исполнения всех своих уже ставших привычными в этом доме обязанностей, по три-четыре часа позировавшую Матиссу.
В конце концов, он обратил на нее свое внимание. И, дело было не только в ее внешности. Лидия оказалась очень восприимчива к искусству, а ее натура искала объект для поклонения и служения. Матиссу же хотелось быть Богом в девичьих глазах. Мастерская художника, стала для Лидии алтарем, на который она с тихим восторгом положила свою жизнь. Незаметно из помощницы жены она превратилась в секретаря мужа.
Лидия осталась в доме Матисса полноправной хозяйкой, но за официальный статус жены она и не думала бороться. Она продолжала называть себя секретарем Матисса, или его другом.
Лидии стало так много в жизни Матисса, что Амелии там уже не было места. Она уехала к дочери в Париж. А в 1940 г, после того, как на ее ультиматум: «Я или она», услышала жестокое: «она», подала на развод.
Портрет Делекторской. 1947.