Найти тему
GQ – мужской журнал

10 успешных зарубежных художников, которые живут в наше время

Оглавление

Мы уже вспомнили популярных российских художников-современников. Самое время посмотреть на Запад.

1. Питер Дойг

Родом из Шотландии, переехал в Канаду

В магическом реализме Питера Дойга в действительную вселенную, которую художник изображает на полотне, врываются мистические элементы. Потустороннее оказывается очень даже по нашу сторону. Одна из особенностей пейзажей Дойга – расположения линий горизонта. Три плана будто бы наслаиваются друг на друга. Например, деревья одновременно позади героев (которые расположились на первом плане) и наверху, над ними. Отсюда другое, новое ощущение пространства. Кроме того, из картины в картину перемещается образ лодки – кажется, это уже стало отличительным символом полотен шотландского художника. Вот будто бы кровавая ладья плывет с пассажирами в белых одеяниях. А тут на все таком же алом каноэ мы видим девушку. Любопытно, что за основу Питер Дойг часто берет фотографии, картины мастеров прошлого, буклеты и другие изображения. Но они проходят настолько грандиозную художественную обработку, что на исходник в итоге становятся мало похожи. Словно мерцающие (что только усиливает ощущение чего-то сверхъестественного), яркие и контрастные полотна Питера Дойга экспонировались в Шотландской Национальной галерее, галерее Tate в Лондоне, парижском Музее современного искусства, Музее искусств Далласа, и этот список можно продолжать долго.

2. Джули Мерету

Родом из Эфиопии, живет в США

Абстрактная живопись Мерету напоминает ураган линий вместе со взрывом цвета – и иногда еще геометрических фигур. Кажется, вся суета мира, все стремительные изменения в обществе и в людях, связь пространства и времени – все это нашло отражение на полотнах Джули. За счет графических элементов поверх калейдоскопа красок художница достигает удивительного пространственного эффекта – зритель сам попадает в гущу событий, в центр абстракции. Тем более если учесть, что формат полотен этой художницы огромен. Размер самой большой работы Мерету – 24 на 7 метров. Вдохновение автор черпает из архитектуры и городских пейзажей. В ее абстрактных картинах все же можно разглядеть этот самый город – например, очертания зданий и людей. Напоминает ребус – абстракции Джули действительно можно разгадать (или хотя бы попытаться).

Ее картины продают на аукционах за миллионы долларов. Она создала крупный мурал в вестибюле небоскреба Goldman Sachs (США). А в 2020 году Джули Мерету вошла в список 100 самых влиятельных людей по версии американского журнала Time.

3. Ибрагим Эль-Салахи

Судан

В 1970-е африканский художник-модернист был ложно обвинен в антиправительственной деятельности и без суда отправлен в тюрьму. Сначала он провел несколько месяцев в камере, после – под домашним арестом. В тот период он рисовал – и прятал работы в грязи, чтобы охранники их не заметили. После освобождения Салахи объединил эти картины в серию «Тюремные дневники» – получилась хронология из 37 листов. Среди них есть как изображения, так и тексты – и все эти мрачные работы рассказывают о жизни за решеткой. Впоследствии «Тюремные дневники» купил MoMA (Музей современного искусства в Нью-Йорке).

Одной из самых известных картин суданского живописца стали «Деревья». Это яркие цветные полосы – собственно, деревья – поверх и позади белых пятен (что понимать под ними – личное дело каждого зрителя). В остальном же на полотнах преобладают приглушенные коричневые, серые, зеленые и синие оттенки, причудливые фигуры, искаженные изображения людей и необычные, как будто даже магические символы.

Работы Ибрагима Эль-Салахи экспонировались в галерее Tate Modern в Лондоне, в галерее Sharjah Art Foundation в Шардже (ОАЭ), в музее Ashmolean в Оксфорде.

4. Брайс Марден

США

Творчество этого американского художника можно отнести к минимализму. На раннем этапе он писал цветные геометричные блоки. Причем мог сочетать на одном полотне разные художественные материалы – например, два вида красок. Позже его узнаваемым сюжетом стали извилистые разноцветные линии на монохромном фоне приглушенного оттенка. Большое значение имеет то, как Брайс сочетает цвета – а делать он это умеет. «Чистых» красок тут не найти – сплошные оттенки и полутона. За счет этого картины не выглядят однообразно – каждая вызывает особенные ощущения у зрителя. Все-таки цвет – это практически отдельный визуальный язык, которым американский минималист владеет свободно. А переплетающиеся и запутанные линии (начала и конца которых мы, кстати, не видим, они словно единое целое) выступают как абстрактный элемент. Он позволяет зрителю вложить свой собственный смысл, разглядеть что-то свое или попробовать разгадать, что видит на картине автор.

Работы Мардена хранятся в коллекциях Художественного института Чикаго, Национальной галереи искусств в Вашингтоне (округ Колумбия), в галерее Tate в Лондоне и в Kunstmuseum в Базеле, хотя на этом список не заканчивается. На аукционе его полотно The Attended ушло за более чем 10 миллионов долларов.

5. Такаси Мураками

Япония

Такаси Мураками работает в стиле поп-арт. Он переосмысливает образы из традиционной японской культуры, изображает их на современный лад, внедряет новые детали. Его полотна отличаются яркостью, разнообразием цветов, контрастом и четкими линиями. Вы наверняка видели улыбчивых ромашек или причудливых «кавайных» (в переводе с японского – «милых», но оригинальное слово все-таки лучше отражает суть) кроликов или мордочку неопознанного животного с тремя глазами. Так вот, это все – картины Мураками. Его персонажи красочные, чудаковатые, будто бы гиперболизированные. У них запросто может быть десяток глаз, цветной язык или волосы. Образы могут быть навеяны аниме или мангой и выглядят крайне жизнерадостными. Но кроме привычных для художника поп-арт-картин, он создал работы, посвященные религии и мифологии. Желание затронуть эти темы появилось у автора после землетрясения на японском острове Хонсю. Творчество Мураками – пример того, как «чистое» и коммерческое искусство вовсе не спорят и не борются, а создаются одновременно и взаимодействуют друг с другом. Японский художник сотрудничал с Louis Vuitton. А список его персональных выставок выглядит гигантским – он начинается еще в 1980-х и продолжает дополняться до сих пор. Кроме залов родной Японии, работы Мураками экспонировались во Франции, Италии, США, Великобритании, России и на Украине.

6. Пьер Сулаж

Франция

Французскому художнику-абстракционисту в прошлом году исполнилось сто лет. Его юбилей Лувр и Центр Помпиду отмечали совместной выставкой. И это понятно – Пьера Сулажа называют «мастером черного цвета». На протяжении нескольких десятилетий он создает черно-белые, а то и вовсе полностью черные полотна. Сам живописец объясняет это тем, что черный – отсутствие цвета, то есть иное восприятие реальности. Это другой взгляд на вещи, который позволяет переосмыслить понимание красоты и искусства. Кроме того, такое цветовое решение меняет пространственное ощущение – при взгляде на картину зрителя словно затягивает в нее. Черные мазки, наслоение краски, фактура, черные линии – прямые, извилистые, ломаные, запутанные, – такими представляются работы Сулажа. Но если постараться, можно найти еще охру, серый и кирпичный оттенки. Французский художник обращает внимание на взаимодействие и связь черного цвета со светом. И это ключевой момент во всем его творчестве. Иногда кажется, что его полотна написаны самим светом – настолько они изменчивы в зависимости от точки, с которой смотришь. Он абстракционист, а в сочетании с монохромной черной палитрой у зрителей открывается еще больший простор для размышлений и поиска собственного смысла в картинах. Пьер Сулаж – один из самых дорогих из ныне живущих художников. Его полотна экспонировались и в России – в Эрмитаже и Третьяковской галерее.

7. Дэвид Хокни

Великобритания

Работы этого британского художника реалистичные, контрастные, яркие. Объекты и фигуры он изображает объемно, а линии и очертания – довольно четкие и явные. Трудно не обратить внимание на то, что Хокни словно переносит на себя красочность своих картин и само искусство – он сочетает изумрудные брюки с фиолетовым полосатым джемпером, а желтый галстук с пастельно-голубой рубашкой. Кажется, работа с цветом – важная и даже неотъемлемая часть его творчества. За счет оттенков и теней и создаются те самые объем и живость фигур на его полотнах. Они будто бы солнечные, искрящиеся. Во вселенной Дэвида Хокни вода в бассейне ярко-бирюзовая, а деревья могут быть как зелеными, так и синими или неоново-фиолетовыми. Вдохновение художник нашел в Калифорнии, куда переехал в 1960-е. Кроме классической живописи – красками и прочими привычными инструментами, британец экспериментировал с пленочными снимками, пробовал работать в жанре коллажа, а позже и вовсе начал создавать цифровые картины. Работы Дэвида Хокни экспонировались в парижском Центре Помпиду, в галерее Tate Britain в Лондоне (билеты на эту выставку были распроданы еще до ее открытия), в галереях США, Германии, Великобритании, Нидерландов, Японии – все несколько сотен выставок перечислить тут просто невозможно. Кроме того, художник сотрудничал с журналом Vogue – он создал портретный коллаж для обложки.

8. Герхард Рихтер

Германия

Его полотна уходят с молотка за несколько десятков миллионов долларов. А в прошлом году в прокат вышел фильм «Работа без авторства», посвященный этому немецкому абстракционисту. Кинолента получила премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую картину на иностранном языке. Так что же создает Герхард Рихтер? Художник пробовал работать в разных жанрах. На его счету и картины в стиле рекламных плакатов с надписями поверх изображений, и перформансы, и минималистичные монохромные серые прямоугольники, и в конце концов цветные абстракции. Для последних, кстати, он брал за основу серый цвет, к которому относится по-особенному. С помощью него автор выводил разные оттенки зеленого, красного, желтого, синего. Работа с цветом и эксперименты с этим «художественным языком» – важная часть творчества Рихтера. Краски на полотнах немецкого абстракциониста смешиваются, накладываются, соединяются, проникают пятнами друг в друга. Где-то это многочисленные цветные мазки, а другие картины напоминают экранные помехи.

Его полотна хранятся в коллекциях парижского Центра Помпиду, галереи Тейт Модерн в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке, а витраж украшает Кельнский собор в родной Германии. Кроме того, на Венецианской биеннале в 1972-м году впервые весь павильон страны был отдан одному художнику – им был Рихтер.

9. Фрэнк Стелла

США

Яркие разноцветные и черно-белые полосатые полотна – таким представляется творчество этого американского художника. Его живопись можно назвать абстрактным экспрессионизмом. Работы Стеллы геометричны, а большую роль играет линия. Полосы разных оттенков образуют разнообразные фигуры – чем-то напоминает оптические иллюзии, когда что-то вертится, крутится, переплетается и движется. Одни картины будто уходят вглубь холста, продолжаются где-то там, внутри, вдали от зрители. Другие, напротив, выскакивают на смотрящего, отличаются визуальной объемностью. Кроме привычных прямоугольных форм встречаются и фигурные холсты – например, в виде букв английского алфавита. В художественных материалах фантазии художника нет границ. Его инструментами становились проволочная сетка, части стальных труб, автомобильная краска, алюминий, стекловолокно, в конце концов – технология 3D-печати. Разнообразны и сами подходы к созданию полотен: в их числе гравюра, литография, трафаретная печать и травление. Работы Фрэнка Стеллы можно найти в коллекциях музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, музея Кунста в Базеле, Чикагского художественного института, Национальной галереи искусств в Вашингтоне (округ Колумбия) и галереи Тейт в Лондоне.

10. Брюс Науман

США

Первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этого художника, – неон. Брюс Науман создает цветные неоновые надписи, композиции из слов и фраз, человеческие фигуры, спирали и другие объекты. Но на своем творческом пути он пробовал многое – фото, видео, инсталляции, голограммы, скульптуры, перформансы. А начинал и вовсе с художественных экспериментов над собственным телом. Кажется, мотив человеческого тела и его частей сохранился в творчестве Наумана – например, в скульптурах в виде рук и ладоней, многочисленных образах людей в движении, созданных из неоновой проволоки. Брюс Науман – обладатель сразу двух «Золотых львов» Венецианской биеннале. Его арт-объекты экспонировались в галерее Tate Modern в Лондоне, музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке, в художественном музее Гамбургский кунстхалле в Германии, а также в выставочных залах Бельгии, Швеции, Испании, Франции, Южной Кореи и других стран.