Как сегодня меняются предпочтения и привычки пользователей? Как пандемия повлияла на тренды в бытовой технике и электронике? Это выяснили Группа «М.Видео-Эльдорадо» с аналитической компанией GfK и ведущими производителями техники и разработчиками ПО – Samsung, LG, vivo, Лабораторией Касперского и ESET. Исследование опубликовал портал Retail&Loyalty.
Ситуация на 2020 год
По данным GfK, за 9 месяцев текущего года российский рынок бытовой техники и электроники составил около 1,2 трлн рублей. Это больше на 16% по сравнению с 2019 годом. Так что, несмотря на пандемию, рост присутствует. Темпы роста продаж техники в России оказались втрое выше, чем в Европе. Лидируют следующие сегменты:
· товары для гейминга и развлечений (+24%)
· техника для дома в целом (КБТ +22% и МБТ +19%)
· компьютерная и офисная техника (+21%)
· мобильные устройства (10%).
При этом в апреле 2020 года более 50% респондентов GfK отметили ухудшение своего финансового положения.
Среди ценовых сегментов в основных категориях техники во время карантина вырос спрос в стартовом диапазоне, а с июня стали восстанавливаться и более премиальные сегменты.
Старший консультант отдела «Ретейл» GfK Rus Гульназ Рахматуллина отметила, что во время пандемии россияне стали чаще пользоваться интернет-каналом для приобретения товаров. Доля данного канала до карантина составляла примерно 30%, во время ограничений – 55%, и сегодня также продолжает находиться на высоком уровне. Доля онлайн-продаж техники в РФ составила 40% с января по сентябрь, в Москве и Санкт-Петербурге – 58%. В целом карантин позитивно повлиял на e-commerce: стало производиться больше онлайн-операций, доставок на дом, ускорилось развитие новых партнерств и вырос интерес к собственным торговым маркам розничных компаний.
Денис Проскура, руководитель отдела поддержки продаж ТВ- и аудиотехники LG Electronics рассказал о ключевых трендах рынка ТВ на 2020 год. Он подчеркнул, что в этом году на самоизоляции телевизор стал важным центром развлечений. Компания отметила рост спроса на ТВ с большими диагоналями – от 55 дюймов и выше, а также на более продвинутые модели, такие как OLED и NanoCell телевизоры LG. «От современного телевизора покупатели ожидают и возможность доступа к качественному контенту с разрешением 4K/8K, и способность элегантно вписаться в дизайн интерьера, и удобное голосовое управление на русском языке с функцией контроля других устройств в рамках единой экосистемы, такой как ThinQ AI», – добавил эксперт.
Александр Третьяков, руководитель направления бытовой техники компании Samsung Electronics в России, отметил возросшую популярность интерьерных линеек бытовой техники: «Пользователи по всему миру все чаще обращают внимание не только на дизайн устройства, но и на функции кастомизации. Все больше ценится возможность скомпоновать конкретную модель под себя и выразить свою индивидуальность. Одним их ярких примеров этого тренда стала линейка холодильников Samsung BESPOKE, которая фактически открыла эпоху техники с настраиваемым дизайном».
Плюс к этому новые форматы производства и потребления контента влияют на дизайн устройств домашней электроники. Когда-то вертикальные видеоролики вызывали недоумение, а сегодня стали трендом. Популярность такого контента растет, так как пользователи снимают и публикуют вертикальные видео с помощью смартфонов. Взяв на вооружение эту тенденцию, Samsung выпустила первый в мире вертикальный телевизор – The Sero с поворотным экраном.
Прогнозы рынка бытовой техники и электроники
Эксперты компании Gfk считают, что в перспективе покупатели станут более чувствительны к цене и сервисам, будут приобретать производительную технику, которая упростит их быт. При выборе торговой точки значимую роль будет играть быстрый доступ к товарам и «бесшовный» шоппинг, поскольку 58% покупателей все еще получают информацию офлайн.
Коммерческий директор Группы «М.Видео-Эльдорадо» Олег Муравьев отметил, что компания отказалась от разделения клиентского пути на офлайн- и онлайн-формат. В рамках развития стратегии One Retail все точки контакта с клиентом объединены в единую платформу. Через смартфон человек может выбирать и покупать товар в удобном месте в любое удобное время.
Сергей Уваров, коммерческий директор vivo Россия, подчеркнул, что мобильная фотография останется ведущим трендом и в будущем году: «На сегодняшний день сложные фотофункции становятся все более доступными и перемещаются из флагманской в другие категории. Также популярность у российских потребителей сохранят смартфоны с аккумуляторами большой емкости и возможностью быстрой зарядки, плюс наличие актуальных версий ПО».
Противостояние киберугрозам
По мере проникновения «умной» техники в жизнь людей все актуальней становится проблема киберугроз. О том, как обезопасить свои гаджеты, рассказал эксперт по кибербезопасности в «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов:
«Есть несколько правил, которых стоит придерживаться, если вы купили умное устройство. Прежде всего, если это возможно, поменяйте предустановленный пароль: в новом должно быть не менее 12 букв в разном регистре, цифр и спецсимволов. Регулярно обновляйте прошивку и программы, установленные на устройстве и для управления девайсом. Сделайте так, чтобы устройством можно было управлять только из той же домашней сети, к которой оно подключено. Обращайте внимание на новости о найденных в гаджетах уязвимостях и других угрозах. Если поведение устройства кажется подозрительным, стоит сразу перезагрузить его».
Менеджер по обучению розничных партнеров ESET Russia Шамиль Чотчаев добавил, что рост дистанционного потребления, повышенный интерес к развлекательным онлайн-сервисам и соцсетям также несет угрозу столкнуться с мошенничеством: фишинг, mailwarm, кража данных банковских карта, взлом подключенных к интернету устройств. Ко всему этому пользователи должны быть готовы и уметь защищать свои данные.
Согласны ли вы с мнением авторов и респондентов исследования? Какие тренды на рынке бытовой техники и электроники вы наблюдаете в этом году?
Узнать больше о современных тенденциях на рынке ритейла вы сможете на Десятом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2020, который пройдет 19-20 ноября 2020 года. Перейдя по ссылке, вы сможете подробней ознакомиться с темами и зарегистрироваться.
Вам также может понравиться: