Обратимся к евангелию от Луки, согласно которому на сороковой день после рождения Иисуса Христа Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим, чтобы состоялась ВСТРЕЧА ("сретение" с древнерусского переводится как "встреча") ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА С БОГОМ.
Кстати, мало кто знает, ДЛЯ ЧЕГО Мария и Иосиф пришли в Иерусалимский храм ➡️ согласно иудейскому закону родители должны были ПРИНЕСТИ ЖЕРТВУ за родившегося первенца (языческая природа вероучения).
Встречал Святое семейство СЕМЕОН БОГОПРИИМЕЦ. Именно он, суровый и хмурый старец, ИЗОБРАЖЕН МЕЖДУ ИИСУСОМ и ИОСИФОМ.
И тут уже хочется обратиться непосредственно к картине Андреа Мантеньи "Сретение" (1460).
Во многом именно грозный лик Семеона задает тон картине. Более того, взор старца устремлен (на соседа справа) вдаль, словно он видит перед собою видение или задумался (о бремени человечества), или вспоминает недавнее событие, когда явился к нему ангел и предрек, что старец не умрет, пока не увидит Святого младенца.
И именно этот же старец возьмет на руки Иисуса Христа (в общем-то Мантенья изображает момент, когда Мария передает сына Семеону / просто это XV век и у многих художников еще были проблемы с передачей движения) и передаст Деве Марии пророчество о страданиях ее Сына.
"И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (ев. от Луки).
ОТСЮДА И ЭТИ жуткие ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕЛЕНКИ МЛАДЕНЦА ХРИСТА.
ОТСЮДА И ВЕСЬ ТРАГИЗМ СОБЫТИЯ.
Взятые крупным планом персонажи теснятся в темном, пустом, ограниченном мраморной рамой, пространстве - Мантенья сознательно сокращает дистанцию между эпизодом Священной истрии и зрителем, который становится непосредственным участником и свидетелем сия события.
Почему?
❗Поэтому что СРЕТЕНИЕ - ЭТО ВСТРЕЧА ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (в лице Семеона) С БОГОМ (именно поэтому данное событие стало христианским праздником).
Вся атмосфера картины проникнута ЗНАНИЕМ О ТОМ ТЯЖЕЛОМ БРЕМЕНИ, КОТОРОЕ ВОЗЬМЕТ НА СЕБЯ ХРИСТОС, дабы искупить грехи всех людей на земле (а главное, снять с человечества первородных грех Адама и Евы).
Считается, что в образах крайних фигур без нимбов Мантенья изобразил самого себя и свою жену Николозию.
К слову о Николозии. Она была была дочерью художника Якопо Беллини и сестрой живописцев Джантиле и Джованни Беллини. Будучи друзьями (и родственниками) Джованни часто копировал Мантенью (Мантенья в свою очередь научился писать пейзаж у Беллини).
"Сретение" как раз одна из таких работ. Правда, венецианский художник ввел в композицию больше фигур. Считается, что двое мужчин справа - это сам художник и Мантенья.
"... он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась" (Бродский).