Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Приказ о нанесении ядерного удара не может отдаваться только одним человеком

Необходимо требовать присутствия второго лица, имеющего право голоса, когда речь заходит о приказе применения ядерного оружия первым. Дональд Трамп оказался неустойчивым, непредсказуемым, мстительным и склонным к вспышкам гнева. На прошлой неделе, когда подсчет голосов отодвинул возможность переизбрания его кандидатуры на пост президента, он, как сообщается, впал в мрачное настроение. В тоже время только Трамп единственно имел и теперь имеет власть отдать приказ о запуске ядерного оружия США, точно так же, как он сделал это в октябре относительно лекарства от COVID, которое имело побочные эффекты, не смотря на эйфорию и чувство неуязвимости.

Хотим ли мы, чтобы мистер Трамп или любой другой президент в одиночку принял самое важное решение, которое, вероятно, когда-либо примет американский президент? Один офицер дипломатической службы, работающий над контролем над вооружениями, имел возможность приблизиться к ядерному оружию в трех случаях. Первый случай включал в себя наблюдение через толстое, непробиваемое окно за двумя техниками, работающими над боеголовкой для баллистической ракеты Trident. Сопровождающий инспекцию отметил, что если один из них выйдет из комнаты, то и другой тоже должен будет уйти. Правило «двух человек» при работе с ядерным оружием применяется в американских вооруженных силах неукоснительно.

В другой раз, на ударной подводной лодке класса Los Angeles группа офицеров-инспекторов наблюдала за размещением ядерной крылатой ракеты в контейнере с прикрепленным кабелем. Офицеры корабля объяснили, что, если канистра слегка сдвинется, прозвучит сигнал тревоги и быстро прибудут другие матросы, некоторые из них с оружием. В этом случае также применялось правило «два (или более) человека».

В третьем случае, на борту подводной лодки класса Ohio с баллистическими ракетами на борту, находящейся в надводном положении, офицеру-инспектору было предложено подняться по специальному сооружению типа небольшой башни для инспектирования ракеты Trident, находящейся в шахте лодки. Когда люк шахты с ракетой был открыт, стандартный протокол предусматривал присутствие двух вооруженных моряков. Опять же, правило «двух человек».

Смысл этих примеров в том, что американские военные, как правило, очень заботятся о ядерном оружии. Ошибки при обращении с ядерным оружием, как правило, приводят к окончанию военной карьеры. Так, в 2007-м году бомбардировщик В-52 вылетел из Северной Дакоты в Луизиану, неся на себе шесть ракет с ядерными боеголовками. Когда неразбериха улеглась, министр ВВС и начальник штаба ВВС подали в отставку, а множество других офицеров и личного состава были освобождены от командования или переведены на более низкие должности.

Только на одном уровне правило «двух человек» неприменимо: президент, как главнокомандующий, имеет исключительные полномочия отдавать приказы о применении ядерного оружия США. Нет даже требования, чтобы президент с кем-то консультировался. Всегда находящийся поблизости с президентом офицер несет материалы брифингов, коды и сообщения, позволяющие президенту запустить ядерное оружие. Если бы президент отдал приказ, система быстро передала бы его. Межконтинентальные баллистические ракеты могут вылететь из своих шахт в течение нескольких минут.

Если ядерное оружие будет применено сначала против Америки или ее союзников, то имеет смысл предоставить президенту единоличную власть отдавать приказ о ядерном ответе. Однако нынешняя политика США предусматривает возможность того, что Соединенные Штаты сначала применят ядерное оружие, возможно, в ходе обычного конфликта, который несет угрозу поражения, или в ответ на неядерное стратегическое нападение. (Имеет ли смысл первыми использовать ядерное оружие — это отдельный вопрос.)

Когда избранный президент Байден вступит в должность, мы сможем вздохнуть с облегчением. Однако ничто не гарантирует, что у будущего президента не может быть чего-то более похожего на темперамент мистера Трампа, и он, как сообщается, обдумывает план действий до 2024-го года. Необходимо требовать второго голоса, когда речь заходит о приказе о применении ядерного оружия первым. Один из способов — требовать от президента одобрения конгрессом. Конституция дает конгрессу право объявлять войну. Это, однако, может оказаться обременительным, особенно если конгресс не будет заседать.

Альтернативой было бы назначить человека, который разделил бы полномочия президента, по сути, чтобы создать правило «двух человек» наверху, когда речь идет о применении ядерного оружия первым. Этот второй человек должен находиться вне президентской цепочки командования — никаких членов кабинета или военных офицеров, хотя вице-президент может быть исключением. Другие возможности включают спикера Палаты представителей, лидера большинства в Сенате или председателя Верховного суда.

Назначенному лицу понадобятся брифинги и что-то вроде президентского офицера сопровождения — для использования только в том случае, если президент решит отдать приказ о применении ядерного оружия. По-видимому, обстоятельства окажутся достаточно тяжелыми для национальной безопасности Соединенных Штатов или союзников, чтобы обе стороны согласились с необходимостью перехода на ядерное оружие. Если же, с другой стороны, назначенное лицо не согласится, то невыполнение этого требования приведет к задержке исполнения приказа. Это все равно оставило бы президенту возможность изложить свое видение ситуации назначенному второму.

Правда, введение требования о присутствии второго лица, имеющего право голоса, ущемило бы президентские полномочия в том, что касается применения ядерного оружия. Это, однако, избавило бы страну от беспокойства, что будущий президент, возможно, на сильных лекарствах или действуя в раздражении, может в одиночку приказать применить ядерное оружие, о чем мы все потом только пожалели бы.

Стивен Пайфер