Четвертый по счету альбом группы Led Zeppelin IV я услышал в далеком 1976-м году. Он мне сразу понравился, но моими фаворитами на нем стали вовсе не «Лестница в небо» и «Когда рухнет плотина», а две на первый взгляд «проходные» песни на второй стороне
Led Zeppelin IV - это был первый диск, который я вообще в своей жизни взял в руки и записал его на монофоническую «Сонату-333» (горизонтальную, серого мышиного цвета) с древней советской радиолы «Sakta» (с деревянным корпусом). Дело было далеким летом 1976 года, и мне пришлось заплатить за 1 час обладания этим фирменным (кажется, немецким, с красно-зеленым лейблом) диском 4 полновесных советских рубля. Тогда я в первый раз услышал Led Zeppelin вообще, до этого первым моим знакомством с роком были «Битлы», «Deep Purple» и «Shocking Blue».
Сказать, чтобы я сильно восхитился этим Зеппелином, нельзя, просто я был восторге, что пишу рок непосредственно с пластинки. Но, в принципе, я эту запись потом переслушивал при первой же возможности, особенно нравились две первые песни, а вот как на меня подействовала эпохальная «Лестница в небо» - не помню. А раз не помню – значит и не сильно впечатлила. Кстати, она мне и сегодня не нравится, за исключением, разве, громкой финальной части.
Однако в целом меня альбом забрал тем нестандартом, который я обнаружил на второй стороне – это «Misty Mountain Hop» и «Four Sticks». Если первые две композиции - «Black Dog» и «Rock and Roll» - были понятными и прямыми как палка, то эти показались каким-то странным волшебством. Это меня в альбоме и заинтересовало.
Конечно, очень быстро я достал записи (к сожалению только на лентах) всех остальных на тот момент альбомов - LZ - I, LZ - II, LZ - III и «Physical Graffiti», а вот «Houses of the Holy» я услышал гораздо позже, когда стал более-менее опытным рок-фанатом. Но уже с самого начала у меня была прекрасная возможность сравнить. Следует заметить, что в то время до нас еще не добрался альбом «Presence», который в СССР появился, кажется, только в начале 1977-го года. Поэтому казалось, что LZ безостановочно идет в гору, то есть каждый альбом становился все лучше и лучше, и никто тогда не думал о том, что эта группа может выпустить какую-то лажу.
Несколько позже, когда я переслушал Led Zeppelin на пластинках, а не на лентах, у меня появилась возможность сравнить качество звучания всех альбомов. Led Zeppelin IV по этим меркам был записан отлично, почти так же, как и LZ-II, в любом случае гораздо лучше, чем LZ-I и LZ-III. И интереснее его были только второй и «Физикл Граффити».
Кроме того нужно сказать, что в 70-х у нас не было практической информации о том, как записывались эти альбомы и какие интересные моменты эти записи сопровождали. В принципе, этой информации не было почти нигде в мире, потому что появилась она только много-много лет спустя из многочисленных интервью самих музыкантов и лиц, причастных к созданию всех этих творений. В наше время с этим проблем нет, а представьте себе, в каком страшном вакууме крутились тогдашние музыкальные фанаты!
В общем, расскажу только о самых главных моментах, приведших к созданию именно такого альбома, и некоторых нюансах, сопровождавших его запись.
Предыдущий альбом группы - Led Zeppelin III – в принципе, был очень хорош, там даже было три несомненных хита. Однако из-за его усиленной фолковой направленности часть фанатов не восприняла эту музыку. Нет, продавался альбом тоже отлично, но далеко не настолько отлично, как предыдущие два. К тому же практически все критики набросились на этот альбом как быки на красную тряпку, и некоторые ставили ему в вину и то, что записан он как-то невнятно. В принципе, да – LZ-III звучит не очень звонко, хотя непонятно, как это могло отразиться на его музыкальных качествах?
Вот Джимми Пейдж и решил всех критиков заткнуть за пояс всех разом, исключив из репертуара и блюз, и фолк, и добавив в музыку запредельной тяжести. Упор при этом делался на гвоздь альбома – «When the Levee Breaks», над которой очень хорошо поработал барабанщик Джон Бонэм и звукооператор, предложивший некоторые технические решения для усиления звука барабанов.
Попутно Пейдж сочинил балладу «Stairway to Heaven», на которую, впрочем, упор не делался, потому ее аранжировке не было уделено достаточно внимания. Зато над «открывашкой» альбома – несравненной «Black Dog» поработали основательно. Таким образом «тройка претендентов», которые, по идее, должны были продвинуть альбом, была определена.
Весь остальной материал как бы собирался «с миру по нитке», лишь бы заполнить пластинку. В принципе, все эти песни были бы проходными у любой другой группы, но у Led Zeppelin «проходняка» не бывает, потому все «проходные» песни записаны на высшем уровне, то есть каждая из них представляет собой отдельный шедевр. Напоминаю, что мне на альбоме прежде всего запомнились именно «проходные» «Misty Mountain Hop» и «Four Sticks». Без них альбом потерял бы всю свою мистику, и я бы его ценил гораздо меньше, даже чем не очень любимый мной LZ-5 «Houses of the Holy», в котором, по моему твердому убеждению, «проходняка» больше, чем в любом другом альбоме.
В общем, альбом Led Zeppelin IV ценен в самую первую очередь такими качествами:
1). Отличная, звонкая, и вместе с тем самым чудесным образом сбалансированная запись, которой не могут похвастать другие альбомы группы, за исключением Led Zeppelin II;
2). Все композиции, кроме «Лестницы в небо» и «Поездки в Калифорнию» - на высшем уровне, особенно загадочны и притягательны треки 5 и 6, аналогов которых у других групп, и даже на других альбомах LZ я не обнаружил;
3). Самый интересный конверт – все остальные конверты альбомов LZ менее впечатляющи. Исключение составляет тот же Led Zeppelin II, конверт которого вне всякой критики.
Если ранжировать альбом Led Zeppelin IV по музыке, то он стоит у меня на 3-м месте после LZ-II и «Physical Graffiti».
Трек-лист альбома с примечаниями:
Сторона 1
1). Black Dog ~ 4:54 (Чёрный пёс) Ни про какого черного пса в песне ни слова нет, вообще-то песня про женщину;
2). Rock and Roll ~ 3:40 (Рок-н-ролл) Типичный рок-н-ролл, музыка народная, но реализованная с типичным лед-зеппелиновским размахом;
3). The Battle of Evermore ~ 5:51 (Битва без конца) Тут запевает чувиха из британской электро-фолковой группы «Fairport Convention»;
4). Stairway to Heaven ~ 8:02 (Лестница на небеса) Не очень мне нравится. Почти вся песня, за исключением электрического финала – просто банальная;
Сторона 2
5). Misty Mountain Hop ~ 4:38 (Прыжок с туманной горы) Сказочная песня;
6). Four Sticks ~ 4:44 (Четыре палочки) Еще одна сказочная песня;
7). Going to California ~ 3:31 (Поездка в Калифорнию) Написана и записана в Калифорнии на верхних этажах какого-то небоскреба во время знаменитого землетрясения 1971 года;
8). When the Levee Breaks ~ 7:07 (Когда рухнет плотина) Шедевр, за основу принята песня какого-то черного блюзовика. Звучание барабанов намеренно искажено с помощью электронного устройства.
ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ ~ ЧИТАТЕЛИ И ПОДПИСЧИКИ!
С 13 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА Ю-МАНИ НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАРАБОТАННЫЕ НА ДЗЕН ДЕНЬГИ ОТ НЕРЕЗИДЕНТОВ РФ. PAYPAL НЕ ПРИНИМАЕТ ТОЖЕ.
ПОЭТОМУ Я ЖИВУ ТОЛЬКО С ВАШИХ ПРЯМЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА МОЙ КОШЕЛЕК Ю-МАНИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ МНЕ РЕГУЛЯРНО ГОТОВИТЬ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАНАЛА.
ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Physical Graffiti» ~ вершина творчества Led Zeppelin в 1975-м. Некоторые нюансы записи альбома
Восемь самых «зеппелиновских» песен группы «Led Zeppelin»
8 лучших альбомов 1975 года, сформировавших классику рока на вечные времена