Найти тему
Без музыки совсем не то

8 лучших альбомов 1975 года, сформировавших классику рока на вечные времена

В публикации представлены 8 лучших, на мой взгляд, альбомов от 8 лучших рок-групп, которые достигли своего наивысшего совершенства в 1975 году, а в дальнейшем или исчезли, или кардинально изменили свое музыкальное направление

Виниловые диски - самый распространенный носитель музыки в 70-х
Виниловые диски - самый распространенный носитель музыки в 70-х

70-е годы – это расцвет рок-музыки и определение приоритетов дальнейшего ее развития. Именно в 70-е появились все основные игроки на рок-поле, в основном в Великобритании и США, кое-чем поделились Германия, Швейцария и Венгрия, но групп из этих стран было немного, в основном весь «вал» давала Великобритания. И к середине 70-х в основном определились направления, в которых рок мог двигаться и развиваться, от него отпочковались и прекратили существование многие не жизнеспособные жанры, например, краут и психоделия, зародились новые – панк и «новая волна», а затем и «метал».

Но все же в окончательном своем виде классический рок оформился именно к середине 70-х, и конкретно 1975 год «выдал» самые показательные образцы, превратившиеся в альбомы самых успешных рок-групп того времени. Как правило, эти альбомы ознаменовали собой перелом в деятельности эти групп – для одних это была кульминация, а дальше начинался их закат (например, «Led Zeppelin» и «Uriah Heep»), для других это была граница перехода в другие категории (например, «Queen» и «Sparks»).

В этой публикации я представлю 8 альбомов известных рок-групп, которые были выпущены в 1975 году и стали переломными не только в биографии этих групп, но и в рок-музыке в целом. Эти альбомы стали эталоном рока и ознаменовали собой его вершину, дальше которой эта музыка двигаться уже не могла без существенных изменений.

Led Zeppelin, 1975, Physical Graffiti
Led Zeppelin, 1975, Physical Graffiti

1). Led Zeppelin «Physical Graffiti» (дословно «Физическое граффити»)

Хоть этот альбом включал в себя и много композиций предыдущих лет, все же его костяк составляли вещи, записанные исключительно для него, а остальные потребовались для увеличения «массы» альбома, чтобы быстро довести его до двухдискового формата. Альбом потрясающий и вобрал в себя все, чем до него прославилась группа. Его создание потребовало от музыкантов столько физических и умственных сил и нервного напряжения, что после записи «Physical Graffiti» они не выдали больше ничего существенного, включая и сольные работы музыкантов годы и годы спустя.

Nazareth, 1975, Hair of the Dog
Nazareth, 1975, Hair of the Dog

2). Nazareth «Hair of the Dog» (дословно «Собачья шерсть»)

Этот альбом стал неожиданностью для поклонников группы, так как до этого она не играла в таком жестком стиле, а демонстрировала только рок-н-ролл и баллады на блюзовой основе. В некотором смысле «Hair of the Dog» стал неожиданностью и для самих музыкантов, потому что явился ответом на «неправильную» линию Роджера Гловера, который занимался тремя предыдущими альбомами группы. Гитарист Мэнни Чарлтон уволил Гловера и «назло ему» ужесточил звучание, исключив все рок-н-ролльные моменты, которые, по его мнению, делали музыку «Nazareth» банальной. В результате появился альбом, который стал эталоном тяжелого рока для многих поколений рок-музыкантов. Правда, успех повторить не удалось, и в итоге к началу 80-х группа твердо стала на рельсы «попсы» в том или ином виде.

Manfred Mann’s Earth Band, 1975, Nightingales and Bombers
Manfred Mann’s Earth Band, 1975, Nightingales and Bombers

3). Manfred Mann’s Earth Band «Nightingales and Bombers» («Соловьи и бомбардировщики»)

К этому альбому Манфред Мэнн шел несколько лет, разрабатывая и накапливая разные «фишки», свойственные прог- и арт-року. В этом ему очень сильно помог виртуозный гитарист и вокалист Мик Роджерс, который «навалял» в композициях своих личных гитарных и вокальных находок. Впрочем, именно на этом все находки и закончились, больше музыкантам было сказать нечего, «идейно опустошенному» Роджерсу пришлось уйти из группы, а Манфред Мэнн кардинально сменил стиль группы в сторону коммерческой линии, периодически используя те «фишки», которые уже были применены когда-то. К прог-року он больше не возвращался, как, кстати, и Роджерс, снова появившийся в группе в 1983 году, и не пытавшийся уже сделать чего-то революционного. Как феномен группа «Manfred Mann’s Earth Band» закончилась именно в 1975 году.

Американский выпуск альбома Black Sabbath, 1975, Sabotage
Американский выпуск альбома Black Sabbath, 1975, Sabotage

4). Black Sabbath «Sabotage» (дословно «Саботаж»)

Этот альбом – кульминация творчества группы, к которой они поднимались целых 5 лет медленно, но уверенно, но после этого музыкантам просто не осталось что сказать. Альбом «Sabotage» может считаться парадоксальным – самый ударный альбом группы стал первым, не ставшим «платиновым» в Америке, хотя на его создание было затрачено больше всего финансовых средств за всю предыдущую историю группы. Гитарист Тони Айомми сказал: «Предыдущий альбом «Sabbath Bloody Sabbath» не был по своей сути рок-альбомом. Поэтому мы решили сделать настоящий рок-альбом, но оказалось, что рок уже не в моде». Так, считается, что «Sabotage» - это самый верхний эталон тяжелой хард-рок музыки середины 70-х, а все, что сделали музыканты позже, это все были эксперименты с новыми стилями и новыми вокалистами.

Uriah Heep, 1975, Return to Fantasy
Uriah Heep, 1975, Return to Fantasy

5). Uriah Heep «Return to Fantasy» («Возвращение к фантазии»)

На этом альбоме музыканты группы собрали в кулак все свое мастерство и фантазии и выдали самый потрясающий свой альбом, словно предчувствуя, что в дальнейшем возможности переплюнуть самих себя им уже не представится. Так и случилось – классический рок был на излете, этим обстоятельством и можно объяснить дальнейшие смены состава группы и эксперименты с сопутствующими стилями. В дальнейшем группа выпустила еще пару прекрасных альбомов, но это была уже не кульминация, и плавное нисхождение по лестнице успеха. В эпоху панка и диско в роке создать чего-то кульминационного было уже невозможно, и «Uriah Heep» просто успели поставить последнюю точку. К слову, это был и самый коммерчески успешный альбом группы. В дальнейшем до таких высот она уже не добиралась.

Российский виниловый выпуск альбома Queen, 1975, A Night at the Opera
Российский виниловый выпуск альбома Queen, 1975, A Night at the Opera

6). Queen «A Night at the Opera» («Ночь в опере»)

Этот альбом по праву считается эпохальным, хотя и не новаторским, так как практически те же самые «фишки» музыканты использовали и на трех предыдущих своих альбомах. Выдающимися музыкальными качествами он тоже похвастаться не может, однако альбом прославился, прежде всего, благодаря композиторским данным участников группы, которые выдали поистине уникальный песенный материал. Как и в случае с другими группами, «взлетевшими» со своими рок-творениями в 1975 году, в дальнейшем группе так и не удалось повторить такой колоссальный успех, и выпустив еще три альбома в подобной стилистике, но не привнеся в музыку ничего нового, «Queen» сменили направление, и подобно «Nazareth», ушли в эксперименты на ниве поп-рока. Правда, результаты были разными, тем не менее, группа сумела удержаться на волне коммерческого успеха до самого своего конца.

Alice Cooper, 1975, Welcome to my Nightmare
Alice Cooper, 1975, Welcome to my Nightmare

7). Alice Cooper «Welcome to my Nightmare» («Добро пожаловать в мои ночные кошмары»)

Еще один эпохальный альбом, только уже от американского рокера. У Элиса Купера и до начала сольной деятельности были прекрасные альбомы, но этот побил все личные рекорды музыканта, и остался вершиной его творчества, не занятой больше ни одним другим последующим альбомом Купера. Конечно, нельзя сказать, что этот гений шок-рока покатился вниз, просто он вовремя «соскочил» с «рок-иглы», почувствовав, что рок-музыка в чистом своем виде находится на последнем издыхании. И у него это прекрасно получилось. Элис Купер перепробовал практически все стили, соседствующие с роком, и сегодня вернулся к нему снова. Но побить свой рекорд 45-летней давности он оказался не в состоянии.

Sparks, 1975, Indiscreet
Sparks, 1975, Indiscreet

8). Sparks «Indiscreet» («Нескромный»)

Этот альбом, выполненный в стиле глэм-рок, был не таким успешным для группы в финансовом плане, но он был музыкальной вершиной не только творчества группы, но и всего стиля в целом, по крайней мере, в Британии. В качестве гитариста для записи музыканты планировали использовать Брайана Мэя из «Queen», который было согласился, но из-за внезапно случившегося успеха альбома своей группы «Sheer Heart Attack», записанного в 1974 году, быстро передумал.

Тем не менее продюсер Тони Висконти постарался над очень разноплановой записью и довел ее до такого совершенства, что сегодня трудно, а то и невозможно найти лучшего глэм-альбома в момент апогея стиля. Начиная с 1975 года не только глэм, но и весь классический рок в целом начал свое падение под ударами панка и диско, а затем металла. Так что можно констатировать факт, что «Sparks», подобно всем описанным выше группам, очень удачно успели к закату, увенчав стиль настоящей жемчужиной.

В дальнейшем группа, как и некоторые другие «призеры», стала работать в других более востребованных веяниями времени музыкальных направлениях – диско, волна и прочее подобное.

Итак, обзор лучших рок-альбомов 1975 года, то есть начала эпохи заката классического рока, закончен, но совсем еще не завершен. Музыкальная история оставила нам еще некоторое количество эпохальных альбомов того периода, и я продолжу их перечисление в других своих публикациях.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»

Восемь самых «зеппелиновских» песен группы «Led Zeppelin»

«Black Sabbath» записали всего три альбома, а все остальное – это муки отсутствия творческих мук