В публикации представлены 8 лучших, на мой взгляд, альбомов от 8 лучших рок-групп, которые достигли своего наивысшего совершенства в 1975 году, а в дальнейшем или исчезли, или кардинально изменили свое музыкальное направление
70-е годы – это расцвет рок-музыки и определение приоритетов дальнейшего ее развития. Именно в 70-е появились все основные игроки на рок-поле, в основном в Великобритании и США, кое-чем поделились Германия, Швейцария и Венгрия, но групп из этих стран было немного, в основном весь «вал» давала Великобритания. И к середине 70-х в основном определились направления, в которых рок мог двигаться и развиваться, от него отпочковались и прекратили существование многие не жизнеспособные жанры, например, краут и психоделия, зародились новые – панк и «новая волна», а затем и «метал».
Но все же в окончательном своем виде классический рок оформился именно к середине 70-х, и конкретно 1975 год «выдал» самые показательные образцы, превратившиеся в альбомы самых успешных рок-групп того времени. Как правило, эти альбомы ознаменовали собой перелом в деятельности эти групп – для одних это была кульминация, а дальше начинался их закат (например, «Led Zeppelin» и «Uriah Heep»), для других это была граница перехода в другие категории (например, «Queen» и «Sparks»).
В этой публикации я представлю 8 альбомов известных рок-групп, которые были выпущены в 1975 году и стали переломными не только в биографии этих групп, но и в рок-музыке в целом. Эти альбомы стали эталоном рока и ознаменовали собой его вершину, дальше которой эта музыка двигаться уже не могла без существенных изменений.
1). Led Zeppelin «Physical Graffiti» (дословно «Физическое граффити»)
Хоть этот альбом включал в себя и много композиций предыдущих лет, все же его костяк составляли вещи, записанные исключительно для него, а остальные потребовались для увеличения «массы» альбома, чтобы быстро довести его до двухдискового формата. Альбом потрясающий и вобрал в себя все, чем до него прославилась группа. Его создание потребовало от музыкантов столько физических и умственных сил и нервного напряжения, что после записи «Physical Graffiti» они не выдали больше ничего существенного, включая и сольные работы музыкантов годы и годы спустя.
2). Nazareth «Hair of the Dog» (дословно «Собачья шерсть»)
Этот альбом стал неожиданностью для поклонников группы, так как до этого она не играла в таком жестком стиле, а демонстрировала только рок-н-ролл и баллады на блюзовой основе. В некотором смысле «Hair of the Dog» стал неожиданностью и для самих музыкантов, потому что явился ответом на «неправильную» линию Роджера Гловера, который занимался тремя предыдущими альбомами группы. Гитарист Мэнни Чарлтон уволил Гловера и «назло ему» ужесточил звучание, исключив все рок-н-ролльные моменты, которые, по его мнению, делали музыку «Nazareth» банальной. В результате появился альбом, который стал эталоном тяжелого рока для многих поколений рок-музыкантов. Правда, успех повторить не удалось, и в итоге к началу 80-х группа твердо стала на рельсы «попсы» в том или ином виде.
3). Manfred Mann’s Earth Band «Nightingales and Bombers» («Соловьи и бомбардировщики»)
К этому альбому Манфред Мэнн шел несколько лет, разрабатывая и накапливая разные «фишки», свойственные прог- и арт-року. В этом ему очень сильно помог виртуозный гитарист и вокалист Мик Роджерс, который «навалял» в композициях своих личных гитарных и вокальных находок. Впрочем, именно на этом все находки и закончились, больше музыкантам было сказать нечего, «идейно опустошенному» Роджерсу пришлось уйти из группы, а Манфред Мэнн кардинально сменил стиль группы в сторону коммерческой линии, периодически используя те «фишки», которые уже были применены когда-то. К прог-року он больше не возвращался, как, кстати, и Роджерс, снова появившийся в группе в 1983 году, и не пытавшийся уже сделать чего-то революционного. Как феномен группа «Manfred Mann’s Earth Band» закончилась именно в 1975 году.
4). Black Sabbath «Sabotage» (дословно «Саботаж»)
Этот альбом – кульминация творчества группы, к которой они поднимались целых 5 лет медленно, но уверенно, но после этого музыкантам просто не осталось что сказать. Альбом «Sabotage» может считаться парадоксальным – самый ударный альбом группы стал первым, не ставшим «платиновым» в Америке, хотя на его создание было затрачено больше всего финансовых средств за всю предыдущую историю группы. Гитарист Тони Айомми сказал: «Предыдущий альбом «Sabbath Bloody Sabbath» не был по своей сути рок-альбомом. Поэтому мы решили сделать настоящий рок-альбом, но оказалось, что рок уже не в моде». Так, считается, что «Sabotage» - это самый верхний эталон тяжелой хард-рок музыки середины 70-х, а все, что сделали музыканты позже, это все были эксперименты с новыми стилями и новыми вокалистами.
5). Uriah Heep «Return to Fantasy» («Возвращение к фантазии»)
На этом альбоме музыканты группы собрали в кулак все свое мастерство и фантазии и выдали самый потрясающий свой альбом, словно предчувствуя, что в дальнейшем возможности переплюнуть самих себя им уже не представится. Так и случилось – классический рок был на излете, этим обстоятельством и можно объяснить дальнейшие смены состава группы и эксперименты с сопутствующими стилями. В дальнейшем группа выпустила еще пару прекрасных альбомов, но это была уже не кульминация, и плавное нисхождение по лестнице успеха. В эпоху панка и диско в роке создать чего-то кульминационного было уже невозможно, и «Uriah Heep» просто успели поставить последнюю точку. К слову, это был и самый коммерчески успешный альбом группы. В дальнейшем до таких высот она уже не добиралась.
6). Queen «A Night at the Opera» («Ночь в опере»)
Этот альбом по праву считается эпохальным, хотя и не новаторским, так как практически те же самые «фишки» музыканты использовали и на трех предыдущих своих альбомах. Выдающимися музыкальными качествами он тоже похвастаться не может, однако альбом прославился, прежде всего, благодаря композиторским данным участников группы, которые выдали поистине уникальный песенный материал. Как и в случае с другими группами, «взлетевшими» со своими рок-творениями в 1975 году, в дальнейшем группе так и не удалось повторить такой колоссальный успех, и выпустив еще три альбома в подобной стилистике, но не привнеся в музыку ничего нового, «Queen» сменили направление, и подобно «Nazareth», ушли в эксперименты на ниве поп-рока. Правда, результаты были разными, тем не менее, группа сумела удержаться на волне коммерческого успеха до самого своего конца.
7). Alice Cooper «Welcome to my Nightmare» («Добро пожаловать в мои ночные кошмары»)
Еще один эпохальный альбом, только уже от американского рокера. У Элиса Купера и до начала сольной деятельности были прекрасные альбомы, но этот побил все личные рекорды музыканта, и остался вершиной его творчества, не занятой больше ни одним другим последующим альбомом Купера. Конечно, нельзя сказать, что этот гений шок-рока покатился вниз, просто он вовремя «соскочил» с «рок-иглы», почувствовав, что рок-музыка в чистом своем виде находится на последнем издыхании. И у него это прекрасно получилось. Элис Купер перепробовал практически все стили, соседствующие с роком, и сегодня вернулся к нему снова. Но побить свой рекорд 45-летней давности он оказался не в состоянии.
8). Sparks «Indiscreet» («Нескромный»)
Этот альбом, выполненный в стиле глэм-рок, был не таким успешным для группы в финансовом плане, но он был музыкальной вершиной не только творчества группы, но и всего стиля в целом, по крайней мере, в Британии. В качестве гитариста для записи музыканты планировали использовать Брайана Мэя из «Queen», который было согласился, но из-за внезапно случившегося успеха альбома своей группы «Sheer Heart Attack», записанного в 1974 году, быстро передумал.
Тем не менее продюсер Тони Висконти постарался над очень разноплановой записью и довел ее до такого совершенства, что сегодня трудно, а то и невозможно найти лучшего глэм-альбома в момент апогея стиля. Начиная с 1975 года не только глэм, но и весь классический рок в целом начал свое падение под ударами панка и диско, а затем металла. Так что можно констатировать факт, что «Sparks», подобно всем описанным выше группам, очень удачно успели к закату, увенчав стиль настоящей жемчужиной.
В дальнейшем группа, как и некоторые другие «призеры», стала работать в других более востребованных веяниями времени музыкальных направлениях – диско, волна и прочее подобное.
Итак, обзор лучших рок-альбомов 1975 года, то есть начала эпохи заката классического рока, закончен, но совсем еще не завершен. Музыкальная история оставила нам еще некоторое количество эпохальных альбомов того периода, и я продолжу их перечисление в других своих публикациях.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»
Восемь самых «зеппелиновских» песен группы «Led Zeppelin»
«Black Sabbath» записали всего три альбома, а все остальное – это муки отсутствия творческих мук