Продолжаем наше путешествие по Милану.
Пройдя по галерее Витторио Эммануила II от площади Дуомо мы выходим на площадь Ла Скала к самому известному оперному театру в мире.
Даже если вы не любитель оперы или балета, вы все-равно слышали это название. Театр его получил от Церкви Санта-Мария-Ла Скала, которую снесли, расчистив место под его строительство в конце XVIII века.
В 1776 году случился пожар в старом театре Реджио Дукале. Встал вопрос о новом. Это должен был быть современный, большой театр - достойный Милана. Место для него нашли, снесли церковь. А для финансирования строительства театральные ложи были выставлены на продажу: аукцион достиг рекордных цифр, почти в десять раз превышающих обычную цену.
Для строительства пригласили величайшего итальянского архитектора того времени Луиджи Ванвителли, но он пренебрег приглашением и отправил в Милан своего протеже Джузеппе Пьермарини, который уже имел опыт проектирования театров и был блестящим архитектором.
Как свидетельствуют хроники, Пьермарини за месяц подготовил проект театра. «Все своими руками»: планы, продольный разрез и чертеж фасада, вместе с оценкой стоимости - 494 400 лир.
Завершил строительство он быстро, через два года - 3 августа 1778 года был открыт Театр Гранде алла Скала, которому суждено было стать одной из главных культурных достопримечательностей Италии и Европы.
Здание театра Пьермарини построил в неоклассическом стиле, перед фасадом возвышалась аркада для въезда карет. Внутри зал состоял по радиусу из пяти ярусов лож перед сценой располагался партер. Всего было 194 ложи и королевская в центре. В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек, они были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. В зале была отличная акустика. В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья.
Если бы вы оказались в театре конца XVIII века, думаю, были бы шокированы.
В театре того времени люди курили, пили, играли в азартные игры, танцевали, влюбленные встречались в ложах. К этому было слабое освещение свечами и обогрев жаровнями; за кулисами своей ложи каждая благородная семья держала повара, готового подать ужин или закуски в любое время. Саму ложу владельцы могли обставить по собственному вкусу и принимать там гостей.
Дорогие ложи на самом деле были недвижимостью, которую можно было продать, купить, завещать или сдать в аренду.
Ложа в Ла Скала, по словам Стендаля, стоила как апартаменты в Париже: но это был необходимый статусный символ высшего общества, как дворец в центре или вилла на озере.
"Вне Скалы нет жизни, - писал композитор Ференц Лист в 1838 году, - это единственное место встречи, истинный центр притяжения миланского общества".
И так новый театр распахнул свои двери и городская элита, все потомки великих ломбардских семей расположились в 155 ложах.
Стендаль писал в своем дневнике: "26 сентября 1816 года Выхожу из Скала. Ей-Богу, восторг мой нисколько не уменьшается. Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы: он освещён лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы. Сегодня вечером одиннадцать раз меняли декорации..."
Со временем свечи заменили на масляные лампы.
А 26 декабря 1883 года появилось электрическое освещение, созданное Эдисоном.
В начале XIX века Артуро Тосканини, который подписал свой первый сезон в 1898 году, покончил с театральной гостиной. Он установил, что во время постановки в зале царит темнота, соблюдается тишина, никто не входит после начала. Он заставлял певцов избегать личных фраз и запрещал выходить на бис даже после самых известных арий.
Реконструкции и модернизация театра шли постоянно - внедрялись новые механизмы для работы сцены, смены декораций. Здание достраивалось в глубину и в ширину, нужны были новые помещения для репетиций, декораций.
На протяжении веков Ла Скала сумел удерживать звание самого престижного театра в мире. Он с первого сезона смог зарекомендовать себя на международной арене благодаря очень высокому качеству исполнения и изысканному вкусу избранных произведений.
Все звезды оперного и балетного искусства считали и считают приглашение в Ла Скалу как подтверждение мирового признания.
И публика со всех континентов всегда стремится в Ла Скала. Здесь можно было встретить королеву Елизавету и леди Ди, Грейс Келли и Эвиту Перон, Элизабет Тейлор и Валентину Кортезе.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал.