О разработке палубного истребителя «F/A-XX» в США было объявлено в 2008 году. Проект машины неоднократно переделывался, и сейчас окончательно подготовлен.
Аппарат выполнен в компоновке «бесхвостка». Взлётная масса (с учётом боевой нагрузки) составит около 45 тонн, а скорость составит запредельные 6 тысяч км/ч, что в пять раз превышает звуковую. Для достижения такой скорости необходим гибридный турбопрямоточный двигатель, изобретённый ещё в 1960-х годах.
Параллельно ведётся создание «обычной» версии «FX», не рассчитанной на палубную эксплуатацию. Оба самолёта будут производиться в пилотной и беспилотной вариациях. В последнем случае «колпак» кабины будет отсутствовать, за счёт чего вырастет незаметность истребителя.
Кроме своих базовых функций, самолёт сможет выполнять роль разведчика — он способен находиться в полёте почти 50 часов на высотах до 35 километров. Боевой радиус действия составляет до 3 тысяч километров. Разумеется, фюзеляж машины выполнен из композитных материалов для уменьшения массы и повышения стелс-показателей.
В сентябре текущего года прошли первые испытания опытного прототипа «F/A-XX». Они проходили в условиях секретности, и какие-либо подробности не разглашаются. Известно лишь, что испытания прошли успешно.
Однако предстоит ещё много работ по отладке всех систем самолёта и организации серийного производства, поэтому на вооружение он встанет не ранее 2030 года. К этому времени у России появится свой конкурентоспособный истребитель «МиГ-41». Также создание подобных машин ведётся в Англии, Франции и Китае, однако их перспективы пока что туманны.