В Советским Союзе действительно создавались масштабные проекты, но мифы о построенном в советские годы ещё грандиознее. В этот раз я расскажу, пожалуй, о самой главной и самой интересной городской легенде города Уфы — секретных тоннелях, протянувшихся под столицей.
Я нашёл откуда растут корни у слухов и сумел опровергнуть легенду. Этот пост результат нескольких экспедиций в заброшенные горные выработки и строящиеся тоннели и десятков часов, проведенных за документацией и изучением снимков с немецких самолётов-шпионов.
Разрушение городских легенд — это вид экстремального краеведения, где исследовательская работа с документа переплетается с рискованными экспедициями и подземными изыскательными работами. Такое изучение истории совсем не скучное, хоть и сопряжено с некоторыми издержками.
Фабула городской легенды звучит следующим образом: в СССР под городом была построенная масштабная система тоннелей. По ним можно было зайти в одной части города, а выйти в другой. Под землей размещались склады продовольствия и подземное водохранилище.
Звучит весьма неправдоподобно, но исключительно любопытно!
Корень мифа о «секретном тоннеле»
Мифы уфимских катакомбах основывается на реальных исторических событиях — масштабной добычи гипса и известняка на территории современной Уфы. Добыча велась до середины «пятидесятых» годов, а затем из-за роста города было решено «погасить» большую часть из почти двух десятков рудников. Но часть из них всё же уцелела.
Некоторые, особенно удачно расположенные горные выработки ещё долгие годы использовались для иных целей, а несколько штолен и вовсе оказались просто заброшенными и превратились в «колыбель» для нескольких поколений уфимских диггеров и спелеостологов.
Места, в которых располагались штольни прекрасно видны на немецких аэрофотоснимках. Не имея точных схем первые исследователи предположили, что расположенные в разных окраинах города сложно устроенные системы в теории могут соединяться секретным ходами.
Эти и другие слухи связанные с различными и не связанными друг с другом объектами и породили городскую легенду о протяженных подземных тоннелях — миф свитый из нескольких правдивых историй.
Рассмотрим некоторые из популярных слухов в отдельности, а также отправимся в экспедицию и проверим, чем они являются на самом деле
В блоки цитат вставлены стандартизированные истории очевидцев, найденные мною на городских форумах или услышанные лично. Всё они упоминаются неоднократно с разными деталями и действующими лицами, но я постарался упростить и передать основную мысль.
История первая
Гуляя по парку лесоводов Башкирии я наткнулся на два огромных тоннеля, уходящих в сторону реки. Тоннели выглядели заброшенными, и я прогулялся по ним и даже дошёл до вертикального ствола в чугунных кольцах тюбинга — как вертикальный тоннель метро.
Здесь речь идёт о строительстве уфимского автодорожного тоннеля — это очень интересный инфраструктурный объект, который некоторое время стоял заброшенным и практически не охранялся, поэтому, иногда в нём оказывались «совершенно далёкие от темы» люди, чьи истории с каждым пересказом становились всё невероятнее и невероятнее.
Один из самых известных «заброшенных» объектов города и один из самых долгих городских строек. Проходку тоннеля начали ещё в 1992 году и все ещё не закончили. Стоит ли говорить, что за почти три десятка лет здесь не побывал только ленивый?
Интересный факт, что изначально проходка тоннеля велась силами СМУ-680 — это проходческий отряд из Межгорья, тот самый, который занимался строительством гипотетического правительственного бункера под горой Ямантау. Буквы «М» на заборах строительной площадки и исполнитель работ подлили масло в огонь конспирологических теорий, но на сегодняшний день он изучен вдоль и поперек — никаких задач кроме официально заявленных он не несёт и вероятно скоро будет достроен.
Если у нас 28 лет не могут построить тоннель с протяженностью всего в 1249 метров то, что уж говорить о тоннеле под всем городом?
История вторая
Раньше бельском склоне была огромная рукотворная пещера — старая и очень длинная выработка с подземным озером. Молодыми ребятами мы затащили туда лодку и иногда катали барышень по подземной озеру, стоит ли говорить, что надорванные спины и ободранные руки пока мы тащили эту посудину окупились нам сторицей?
Здесь речь скорее всего идёт о «погашенной» штольне Богородская-1. Её и ещё одну горную выработку также известную как 37-я система вы можете видеть на аэрофотоснимке ниже.
Входы в Богородскую-1 взорвали много лет назад и раскопать её уже вряд ли получится, особенно если посмотреть на состояние заброшенной штольни № 37 рядом. Доступная для осмотра часть горных выработок выглядит не внушающей доверия, но по она позволяет нам предположить, как раньше выглядела та самая «заброшенная штольня с озером».
История третья
Мальчишками, мы через секретные подземные ходы лазили в подземные склады с продовольствием за тушенкой. Заброшенные тоннели выходили прямо к краю продовольственных складов, порою, мы только её и питались. Вкусная она была, настоящая!
В качестве места расположения штолен упоминается «гурьевская продуктовая база» и в годы войны в том районе действительно велись горнопроходческие работы. Но сейчас там построили дома, а входы под землю засыпали огромным количеством грунта.
Эта история остаётся самой таинственной, так как о размерах и протяженности подземных складов, где хранился стратегический продуктовый резерв мы можем только догадываться.
А теперь, самая интересная часть рассказа!
Пожалуй самая интересная история из всех:
Дед работал в отделе снабжения и видел, как груженные армейские Уралы десятками скрывались под землёй в районе южного склона, а выезжали обратно совершенно пустыми. Водители же говорили о огромных подземных тоннелях, где легко разъезжались два грузовика.
По рассказам, что они ехали так долго, что на поверхности бы давно доехали до ипподрома, а значит подземные ходы протянулись практически под всем городом.
Звучит фантастически, но это место существует на самом деле. Я нашёл подземный комплекс о котором шла речь. В одной из ныне заброшенных горных выработок в советские годы действительно был организован склад гражданской обороны на случай «большой войны».
Высота и ширина выработок тут на порядок больше чем в других городских штольнях. Масштабы впечатляют. Вы сами можете прикинуть размеры тоннеля так как в них сохранился ржавый остов брошенного грузовика — артефакт с тех времён, когда склады ещё работали.
Мне удалось даже отыскать то самое водохранилище, о котором упоминали очевидцы. Правда пить воду из подземного озера, в котором плавают сотни противогазов я бы ни стал даже в самом крайне случае.
Если обратить внимание на состояние заброшенных выработок, то становится понятно, почему они больше не используются. Куски породы так и норовят отвалиться с потолка и угрожающе нависают над головой.
Наша краеведческая команда исследовала систему полностью и даже заглянула за разрушенную деревянную крепь и не обнаружила никаких тянущихся «под весь город тоннелей». Максимальная отдаленность тоннеля от входа, чуть меньше четырёх сотен метров.
Вместо итога: я не исключаю существования неизвестных заброшенных (а возможно и действующих) объектов подземной инфраструктуры в Уфе, но легенда о тоннелях тянущихся под всем городом (даже в границах 60-70-х годов) не выдерживает критики. Хотя, я всегда готов подискутировать на данную тему, если у вас есть иная информация — жду в комментариях.
А какие в вашем городе есть городские легенды, расскажите?
Ещё интересные материалы по теме: