Найти тему
NordSkif & Co

Есть легенда, что в СССР под всей Уфой прорыли тоннель — я нашёл его. Но миф всё равно разрушен!

Оглавление

В Советским Союзе действительно создавались масштабные проекты, но мифы о построенном в советские годы ещё грандиознее. В этот раз я расскажу, пожалуй, о самой главной и самой интересной городской легенде города Уфы — секретных тоннелях, протянувшихся под столицей.

Я нашёл откуда растут корни у слухов и сумел опровергнуть легенду. Этот пост результат нескольких экспедиций в заброшенные горные выработки и строящиеся тоннели и десятков часов, проведенных за документацией и изучением снимков с немецких самолётов-шпионов.

Одна их находок в том самом тоннеле
Одна их находок в том самом тоннеле

Разрушение городских легенд — это вид экстремального краеведения, где исследовательская работа с документа переплетается с рискованными экспедициями и подземными изыскательными работами. Такое изучение истории совсем не скучное, хоть и сопряжено с некоторыми издержками.

Фабула городской легенды звучит следующим образом: в СССР под городом была построенная масштабная система тоннелей. По ним можно было зайти в одной части города, а выйти в другой. Под землей размещались склады продовольствия и подземное водохранилище.

Звучит весьма неправдоподобно, но исключительно любопытно!

Корень мифа о «секретном тоннеле»

Мифы уфимских катакомбах основывается на реальных исторических событиях — масштабной добычи гипса и известняка на территории современной Уфы. Добыча велась до середины «пятидесятых» годов, а затем из-за роста города было решено «погасить» большую часть из почти двух десятков рудников. Но часть из них всё же уцелела.

Как происходила проходка штольни в рассматриваемый временной отрезок.  Автор Семён Осипович Фридлянд — советский фотограф и журналист.
Как происходила проходка штольни в рассматриваемый временной отрезок. Автор Семён Осипович Фридлянд — советский фотограф и журналист.

Некоторые, особенно удачно расположенные горные выработки ещё долгие годы использовались для иных целей, а несколько штолен и вовсе оказались просто заброшенными и превратились в «колыбель» для нескольких поколений уфимских диггеров и спелеостологов.

Места, в которых располагались штольни прекрасно видны на немецких аэрофотоснимках. Не имея точных схем первые исследователи предположили, что расположенные в разных окраинах города сложно устроенные системы в теории могут соединяться секретным ходами.

Немецкая аэрофотосъёмка берега реки Уфы — здесь располагаются две самые известные системы заброшенных гипсовых штолен (белые отвалы у реки)
Немецкая аэрофотосъёмка берега реки Уфы — здесь располагаются две самые известные системы заброшенных гипсовых штолен (белые отвалы у реки)

Эти и другие слухи связанные с различными и не связанными друг с другом объектами и породили городскую легенду о протяженных подземных тоннелях — миф свитый из нескольких правдивых историй.

Рассмотрим некоторые из популярных слухов в отдельности, а также отправимся в экспедицию и проверим, чем они являются на самом деле

В блоки цитат вставлены стандартизированные истории очевидцев, найденные мною на городских форумах или услышанные лично. Всё они упоминаются неоднократно с разными деталями и действующими лицами, но я постарался упростить и передать основную мысль.

История первая

Гуляя по парку лесоводов Башкирии я наткнулся на два огромных тоннеля, уходящих в сторону реки. Тоннели выглядели заброшенными, и я прогулялся по ним и даже дошёл до вертикального ствола в чугунных кольцах тюбинга — как вертикальный тоннель метро.

Здесь речь идёт о строительстве уфимского автодорожного тоннеля — это очень интересный инфраструктурный объект, который некоторое время стоял заброшенным и практически не охранялся, поэтому, иногда в нём оказывались «совершенно далёкие от темы» люди, чьи истории с каждым пересказом становились всё невероятнее и невероятнее.

Уфимский автодорожный тоннель (вертикальный ствол)
Уфимский автодорожный тоннель (вертикальный ствол)

Один из самых известных «заброшенных» объектов города и один из самых долгих городских строек. Проходку тоннеля начали ещё в 1992 году и все ещё не закончили. Стоит ли говорить, что за почти три десятка лет здесь не побывал только ленивый?

Интересный факт, что изначально проходка тоннеля велась силами СМУ-680 — это проходческий отряд из Межгорья, тот самый, который занимался строительством гипотетического правительственного бункера под горой Ямантау. Буквы «М» на заборах строительной площадки и исполнитель работ подлили масло в огонь конспирологических теорий, но на сегодняшний день он изучен вдоль и поперек — никаких задач кроме официально заявленных он не несёт и вероятно скоро будет достроен.

Если у нас 28 лет не могут построить тоннель с протяженностью всего в 1249 метров то, что уж говорить о тоннеле под всем городом?

История вторая

Раньше бельском склоне была огромная рукотворная пещера — старая и очень длинная выработка с подземным озером. Молодыми ребятами мы затащили туда лодку и иногда катали барышень по подземной озеру, стоит ли говорить, что надорванные спины и ободранные руки пока мы тащили эту посудину окупились нам сторицей?

Здесь речь скорее всего идёт о «погашенной» штольне Богородская-1. Её и ещё одну горную выработку также известную как 37-я система вы можете видеть на аэрофотоснимке ниже.

Немецкая аэрофотосъёмка берега реки Уфы — склон реки Белой
Немецкая аэрофотосъёмка берега реки Уфы — склон реки Белой

Входы в Богородскую-1 взорвали много лет назад и раскопать её уже вряд ли получится, особенно если посмотреть на состояние заброшенной штольни № 37 рядом. Доступная для осмотра часть горных выработок выглядит не внушающей доверия, но по она позволяет нам предположить, как раньше выглядела та самая «заброшенная штольня с озером».

История третья

Мальчишками, мы через секретные подземные ходы лазили в подземные склады с продовольствием за тушенкой. Заброшенные тоннели выходили прямо к краю продовольственных складов, порою, мы только её и питались. Вкусная она была, настоящая!

В качестве места расположения штолен упоминается «гурьевская продуктовая база» и в годы войны в том районе действительно велись горнопроходческие работы. Но сейчас там построили дома, а входы под землю засыпали огромным количеством грунта.

Эта история остаётся самой таинственной, так как о размерах и протяженности подземных складов, где хранился стратегический продуктовый резерв мы можем только догадываться.

Немецкая аэрофотосъёмка берега реки Уфы — район гурьевского рынка
Немецкая аэрофотосъёмка берега реки Уфы — район гурьевского рынка

А теперь, самая интересная часть рассказа!

-10

Пожалуй самая интересная история из всех:

Дед работал в отделе снабжения и видел, как груженные армейские Уралы десятками скрывались под землёй в районе южного склона, а выезжали обратно совершенно пустыми. Водители же говорили о огромных подземных тоннелях, где легко разъезжались два грузовика.
По рассказам, что они ехали так долго, что на поверхности бы давно доехали до ипподрома, а значит подземные ходы протянулись практически под всем городом.

Звучит фантастически, но это место существует на самом деле. Я нашёл подземный комплекс о котором шла речь. В одной из ныне заброшенных горных выработок в советские годы действительно был организован склад гражданской обороны на случай «большой войны».

Высота и ширина выработок тут на порядок больше чем в других городских штольнях. Масштабы впечатляют. Вы сами можете прикинуть размеры тоннеля так как в них сохранился ржавый остов брошенного грузовика — артефакт с тех времён, когда склады ещё работали.

-11

Мне удалось даже отыскать то самое водохранилище, о котором упоминали очевидцы. Правда пить воду из подземного озера, в котором плавают сотни противогазов я бы ни стал даже в самом крайне случае.

-12

Если обратить внимание на состояние заброшенных выработок, то становится понятно, почему они больше не используются. Куски породы так и норовят отвалиться с потолка и угрожающе нависают над головой.

Наша краеведческая команда исследовала систему полностью и даже заглянула за разрушенную деревянную крепь и не обнаружила никаких тянущихся «под весь город тоннелей». Максимальная отдаленность тоннеля от входа, чуть меньше четырёх сотен метров.

Вместо итога: я не исключаю существования неизвестных заброшенных (а возможно и действующих) объектов подземной инфраструктуры в Уфе, но легенда о тоннелях тянущихся под всем городом (даже в границах 60-70-х годов) не выдерживает критики. Хотя, я всегда готов подискутировать на данную тему, если у вас есть иная информация — жду в комментариях.

А какие в вашем городе есть городские легенды, расскажите?

Ещё интересные материалы по теме:

"Городские Легенды" Спустился под руины заброшенного завода в поисках подземного цеха!
NordSkif & Co
29 июля 2020