Найти тему
NordSkif & Co

«Феррополис» — стоянка гигантских экскаваторов и абзетцеров. Кладбище металлических монстров!

Наверное каждый слышал, что в Европе последние десятилетия проводится активная компания за зеленую энергетику. По этой причине угольная промышленность Германии испытывает колоссальное давление, так как уголь — это один из самых грязных видов топлива.

Уже решено что к 2035 году Германия полностью откажется от угля как топлива и закроет последние угольные ТЭЦ. И глядя на то, как быстро выводятся из эксплуатации угольные электростанции, а ветряки и солнечные батареи охватывают все больше территорий, в это легко можно поверить. Немецкое правительство планирует, что Германия станет первой страной с развитой промышленной экономикой полностью отказавшиеся от двух важнейших видов топлива — угля и атома. Хорошо это или плохо — покажет будущее, но планы амбициозные и интересные.

Именно такое место, напрямую связанную с этими процессами я хочу вам сегодня показать. Можно назвать это музеем, или заповедником карьерных монстров. «Кладбище вымерших динозавров индустриальной эпохи 20 века» по мне звучит лучше. Но немцы назвали это место «Город из железа — Феррополис» (нем. «Stadt aus Eisen - Ferropolis»)

Виды на полуостров сверху. Фото из открытых источников
Виды на полуостров сверху. Фото из открытых источников

Здесь можно увидеть пять гигантов, когда-то населявших местные карьеры по добыче угля. Монструозные творения человека - 140 м в длину, 35 м в высоту, ротор - ковшевые экскаваторы и абзетцеры (нем. absetzen — выгружать в отвал) навечно замерли на тихом полуострове Восточной Германии, соединенным с большой землей лишь узким перешейком.

Огромное озеро окружающее Феррополис со всех сторон, это бывший затопленный карьер. Можно только сказать спасибо местному муниципалитету, за создание такого эксклюзивного индустриального музея. Эти гиганты могли быть просто распилены на металлолом, как это часто случается в России с подобной техникой.

Не так давно, единственный из оставшихся в России абзетцеров модели «Takraf ERS 710», был выставлен на продажу за 40 млн. рублей. Но разобранная ЖД ветка от карьера, не позволяет демонтировать его для нового использования. Так что шансов присоединиться к «немецким сородичам» у нашего крайне мало. Но пока не будем о грустном!

На подъезде нас встречает интересное граффити. В таком формате оно действительно украшает серые стены
На подъезде нас встречает интересное граффити. В таком формате оно действительно украшает серые стены

Отстояв не большую очередь на кассе, и заплатив 6 евро за вход, начинаем изучать первого «малыша» по прозвищу «Москито». Каждый экскаватор получил в музее свое интересное «имя».

Согласитесь что немного похож на комара?
Согласитесь что немного похож на комара?

Это самый старый из живущих здесь динозавров — построен в 1942 году в Германии, как и остальные гиганты. Вес этого гусеничного-многоковшового экскаватора составляет почти 800 тонн, высота 27 метров, длинна 70 метров. Обслуживался экипажем от 3 до 5 человек.

В тело этого экскаватора интегрирован целый дом!
В тело этого экскаватора интегрирован целый дом!

Именно такой же великан и продается сейчас в России. Походив вокруг гиганта мы идем дальше.

Следующий на очереди, тот что в центре
Следующий на очереди, тот что в центре
Это абзетцер «Медуза». Который имеет в своем вооружении поворотный кран. Очень много металла! Стоя под такой техникой не верится что она когда то двигалась.
Это абзетцер «Медуза». Который имеет в своем вооружении поворотный кран. Очень много металла! Стоя под такой техникой не верится что она когда то двигалась.

«Медуза» чуть помоложе — 1959 года постройки. Но зато куда тяжелее— 1200 тонн, длинна составляет 102 метра, а высота 36м. Управлялся экипажем из 7 человек.

Двигался он по рельсам, отправляя тонны руды в подъезжающие к нему ЖД составы
Двигался он по рельсам, отправляя тонны руды в подъезжающие к нему ЖД составы

Отправляемся к следующему исполину. Мне он понравился больше всех. Наверно огромное колесо с ковшами произвело впечатление

Роторный экскаватор Big Wheel, что в переводе означает "Большое колесо»
Роторный экскаватор Big Wheel, что в переводе означает "Большое колесо»

Это к слову сказать самый молодой житель этого монстр-зоопарка. Построен в 1984 году, проработав всего 6 лет, уже 1990 году он отравился в свой последний путь к этой стоянке.

Обратите внимание на людей. Даже гусеницы в 2 раза выше человеческого роста
Обратите внимание на людей. Даже гусеницы в 2 раза выше человеческого роста

Диаметр роторного колеса около 10 метров. А весит эта махина 1720 тонн. Габариты: длина 75 метров, высота 32 метра. Экипаж от 3 до 5 человек.

Ходовая часть
Ходовая часть

Огромные размеры и вес не помешали ему проделать не близкий путь своим ходом в Феррополис, о чем в музее рассказывают архивные фото.

Уже после посещения музея, я узнал что для привлечения инвестиций в этот экономически слабый регион, правительство земли Саксония-Анхальт организует здесь концерты и ежегодные фестивали которые посещали многие известные группы, такие как: Linkin Park, Rammstein, Metalliса — в такие дни, монстры из стали по особенному «нарядны».

Когда-то и у нас организовывали фестивали собиравшие до 700.000 тысяч человек, но теперь всё это кажется далёким и иллюзорным прошлым.

Хотелось бы побывать на концерте с такими декорациями! Фото из открытых источников
Хотелось бы побывать на концерте с такими декорациями! Фото из открытых источников

Но двигаемся к следующему исполину. Он здесь как старший брат, самый-самый во всех смыслах!

Джемини единственный на кого можно забраться и все изучить. Появляется мальчишеский восторг когда начинаешь подыматься на верх. Управлялся он самой большой командой — из 8 человек.

Почти как сухопутный корабль.

Все выше и выше
Все выше и выше

Размеры конечно продолжают поражать даже находясь на теле гиганта — несколько этажей и огромное машинное отделение. Чувствуешь себя муравьем. Построен он 1958 году, и занимался тем, что перемещал отработанные породы на отвалы.

В арсенале «Джемини» имеются еще два вагона сзади, которых тянул за собой. Они необходимы для питания электричеством. В одном располагалась подстанция, в другом — провода на катушке для питания, которые могли выматываться на 100 метров
В арсенале «Джемини» имеются еще два вагона сзади, которых тянул за собой. Они необходимы для питания электричеством. В одном располагалась подстанция, в другом — провода на катушке для питания, которые могли выматываться на 100 метров
Виды открываются головокружительные
Виды открываются головокружительные
Спустившись вниз, можно отдохнуть от впечатлений с видом на огромное озеро
Спустившись вниз, можно отдохнуть от впечатлений с видом на огромное озеро

Остался последний экземпляр, пойдемте смотреть. Это многоковшовый экскаватор c именем «Безумный Макс»

Макс явно устал держать свой длинный 40 ковшовый «прибор»
Макс явно устал держать свой длинный 40 ковшовый «прибор»

Появился на свет он в 1962 году. Высота 28 метров, длина 80 метров, экипаж 5 человек. Во время «поедания» им породы, под ним на погрузке одновременно могли проходить два железнодорожных состава.

Поворотная платформа позволяла поворачивать стрелу в любую удобную сторону
Поворотная платформа позволяла поворачивать стрелу в любую удобную сторону
Как говорят немцы — гигантиш, практиш, квадратиш
Как говорят немцы — гигантиш, практиш, квадратиш

Посещение этого места оставило очень интересные впечатления. Можно оценить масштабы и размах индустриальной эпохи, когда экология была последним о чем задумывалось человечество.

Цивилизация породила этих монстров, подчинила и заставила работать на благо своего существования.

Но все меняется, и теперь они как динозавры — обречены на вымирание. Тихо стоят здесь, обнажив свои ржавые зубы, которые перелопатили миллиарды кубометров нашей Земли. Вместо них пришли огромные ветрогенераторы и парки солнечных панелей, которые к обиде этих монстров теперь монтируются в старых и затопленных карьерах. На их бывших территориях. Это ли не парадокс истории и эволюция отношения человечества к окружающей среде? Есть над чем задуматься. Что будет еще через 100 лет? Во всяком случае, мы оставим потомкам этих мастодонтов, которые возможно будут воспринимать их, как воспринимается нами сейчас примитивная палка-копалка в музее первобытного человека. Как глубокий пережиток прошлого.

У нас в России тоже есть подобные экскаваторы — мы о них уже вам рассказывали. Почему бы и нам не делать крутые достопримечательности для туристов, вместо того, чтобы отправлять технику на металлолом?

Резидент проекта NordSkif & Co: Traveler_Exploration

Заранее благодарны за подписку на наш канал в Дзене — 2000 интересных публикаций уже ждут вас!