Найти тему
gorod71

Тульский историк не согласен с концепцией Одоевского музея

Заведующий естественно-историческим отделом Тульского областного краеведческого музея Сергей Демидов оценил результат реконструкции Одоевского краеведческого музея. Точнее - не оценил.

Открытие Одоевского музея после реконструкции. Фото: пресс-служба правительства Тульской области
Открытие Одоевского музея после реконструкции. Фото: пресс-служба правительства Тульской области

По словам оппозиционера от регионального краеведения, выполненная к 500-летию Тульского кремля и Засечной черты реконструкция музея превратила учреждение культуры в монстра.

«Сделана полная лажа, не имеющая никакой реальной исторической и предметно-музейной основы, выполнена грубая подделка для развлекухи туристов. Такое понимание есть наглое развращение посетителей, особенно детей-школьников. Трудно представить себе вред от такого музея, это полное зачеркивание всей истории. После такого учителю истории уже практически невозможно переубедить учеников, что князья Одоевские не были главными князьями в России, и не носили никогда горностаевых шуб с королевскими коронами. Созданный современными мультимедийными средствами ярчайший визуальный образ забьет все. […] Падает и напрочь уничтожается авторитет профессионалов, за свою критику они […] подвергаются нападкам сонма воинствующих предельно наглых и тупых троллей», - возмущается на своей страничке «ВКонтакте» Демидов.

Он считает, что из-за политики властей, забавляющей туристов яркой «конфеткой», а не реальной историей, у обывателя складывается образ вечно недовольного всем «краеведа», портящего людям настроение и мешающего спокойно жить.

«После подобных музейных шедевров можно смело говорить о смерти краеведения как такового, а слово «краевед» записывать в ругательные», - считает начальник отдела.

К слову, репутация Демидова как местного скандалиста от краеведческой науки давно известна. Может и в случае с Одоевским музеем он зарабатывает баллы?

Попробуем разобраться.

На снимках, представленных с открытия музея правительством Тульской области, из реальных экспонатов представлен горшок с монетами и купюрами российских денег разных лет и колокольчики.

Ну и… собственно все. Если не считать экспонатами современную реконструкцию каких-то доспехов, диорамы, две восковые фигуры (одна как раз в горностаевой мантии и королевской короне) и министра культуры Татьяну Рыбкину.

Это при том, что по имеющимся у «Города 71» данным, у Одоевского краеведческого музея тонны реальных экспонатов. Это и народные костюмы с уникальной местной вышивкой и кружевом, и керамика (Филимоново-то – вот оно, рядом!), многочисленная утварь, как дворянская, так и купеческая, и крестьянская. Отдельный пласт – современная история поселка, например, многогранная деятельность Николая Денисова, автора многих советских игрушек и подвижника, не давшего умереть промыслу филимоновской игрушки в 80-х гг. прошлого века. В музее есть экспонаты и о местном производстве «Одоевские консервы», кинопленки и проекторы, документы, редчайшие снимки, личные дневники, мебель, скатерти и многое другое.

Экспонаты одоевского музея. Фото из официальной группы музея "ВКонтакте"
Экспонаты одоевского музея. Фото из официальной группы музея "ВКонтакте"
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея

Так ли нужна была реставрация здания (оцененная минимум в 20 миллионов рублей), чтобы все это так и осталось в запасниках?

Вероятно, часть экспонатов пойдет для оформления экспозиции в доме Мирковича (потрачено 50 миллионов на реконструкцию), еще что-то – в «дом с башней» (еще 60 миллионов бюджета). Указанные два здания стали собственностью музея сравнительно недавно. В обоих помещениях пока идет реконструкция.

Однако, по планам краеведов, в усадьбе генерала Мирковича в селе Николо-Жупань Одоевского района будет размещен музей Отечественной войны 1812 года, часть экспозиции будет посвящена советским литераторам, гостившим здесь в 1930-х годах, когда усадьба стала Домом отдыха писателей.

Про «Дом с башней» мы уже писали. Здесь намечается что-то вообще очень странное: на первом этаже откроется концертный зал, а на втором – экспозиция по роману Владимира Одоевского «4338-й год: Петербургские письма».

Похоже, что не так уж неправ был Сергей Демидов. В современном тульском музее история от интерактива идет отдельно. Точнее не идет, а лежит в запасниках, чтобы о ней никто не узнал.