Заведующий естественно-историческим отделом Тульского областного краеведческого музея Сергей Демидов оценил результат реконструкции Одоевского краеведческого музея. Точнее - не оценил.
По словам оппозиционера от регионального краеведения, выполненная к 500-летию Тульского кремля и Засечной черты реконструкция музея превратила учреждение культуры в монстра.
«Сделана полная лажа, не имеющая никакой реальной исторической и предметно-музейной основы, выполнена грубая подделка для развлекухи туристов. Такое понимание есть наглое развращение посетителей, особенно детей-школьников. Трудно представить себе вред от такого музея, это полное зачеркивание всей истории. После такого учителю истории уже практически невозможно переубедить учеников, что князья Одоевские не были главными князьями в России, и не носили никогда горностаевых шуб с королевскими коронами. Созданный современными мультимедийными средствами ярчайший визуальный образ забьет все. […] Падает и напрочь уничтожается авторитет профессионалов, за свою критику они […] подвергаются нападкам сонма воинствующих предельно наглых и тупых троллей», - возмущается на своей страничке «ВКонтакте» Демидов.
Он считает, что из-за политики властей, забавляющей туристов яркой «конфеткой», а не реальной историей, у обывателя складывается образ вечно недовольного всем «краеведа», портящего людям настроение и мешающего спокойно жить.
«После подобных музейных шедевров можно смело говорить о смерти краеведения как такового, а слово «краевед» записывать в ругательные», - считает начальник отдела.
К слову, репутация Демидова как местного скандалиста от краеведческой науки давно известна. Может и в случае с Одоевским музеем он зарабатывает баллы?
Попробуем разобраться.
На снимках, представленных с открытия музея правительством Тульской области, из реальных экспонатов представлен горшок с монетами и купюрами российских денег разных лет и колокольчики.
Ну и… собственно все. Если не считать экспонатами современную реконструкцию каких-то доспехов, диорамы, две восковые фигуры (одна как раз в горностаевой мантии и королевской короне) и министра культуры Татьяну Рыбкину.
Это при том, что по имеющимся у «Города 71» данным, у Одоевского краеведческого музея тонны реальных экспонатов. Это и народные костюмы с уникальной местной вышивкой и кружевом, и керамика (Филимоново-то – вот оно, рядом!), многочисленная утварь, как дворянская, так и купеческая, и крестьянская. Отдельный пласт – современная история поселка, например, многогранная деятельность Николая Денисова, автора многих советских игрушек и подвижника, не давшего умереть промыслу филимоновской игрушки в 80-х гг. прошлого века. В музее есть экспонаты и о местном производстве «Одоевские консервы», кинопленки и проекторы, документы, редчайшие снимки, личные дневники, мебель, скатерти и многое другое.
Так ли нужна была реставрация здания (оцененная минимум в 20 миллионов рублей), чтобы все это так и осталось в запасниках?
Вероятно, часть экспонатов пойдет для оформления экспозиции в доме Мирковича (потрачено 50 миллионов на реконструкцию), еще что-то – в «дом с башней» (еще 60 миллионов бюджета). Указанные два здания стали собственностью музея сравнительно недавно. В обоих помещениях пока идет реконструкция.
Однако, по планам краеведов, в усадьбе генерала Мирковича в селе Николо-Жупань Одоевского района будет размещен музей Отечественной войны 1812 года, часть экспозиции будет посвящена советским литераторам, гостившим здесь в 1930-х годах, когда усадьба стала Домом отдыха писателей.
Про «Дом с башней» мы уже писали. Здесь намечается что-то вообще очень странное: на первом этаже откроется концертный зал, а на втором – экспозиция по роману Владимира Одоевского «4338-й год: Петербургские письма».
Похоже, что не так уж неправ был Сергей Демидов. В современном тульском музее история от интерактива идет отдельно. Точнее не идет, а лежит в запасниках, чтобы о ней никто не узнал.