Найти в Дзене
Тихон Бардонов

Музей-квартира Л.Н. Гумилева

Как купить тур он-лайн дешевле

Неутомимый исследователь, историк, этнолог, поэт, талантливый лектор, основатель идеи пассионарности – Лев Николаевич Гумилев прошел сложный жизненный путь, полный жестоких ударов судьбы: неоднократных арестов, преследований со стороны властей, неприятия коллегами-учеными оригинальной теории онтогенеза. Однако до конца своей долгой и насыщенной жизни он оказался верен своему делу – науке этнологии.

О необычайной популярности его работ, написанных живым и ярким языком, свидетельствуют очереди за его книгами, которые в советское время публиковались лишь небольшими тиражами, да и то в специализированных изданиях, а теперь стали активно выходить в печати.

За неоценимый вклад Льва Николаевича в науку, его именем назван Евразийский национальный университет (г. Астана), созданы музеи: один – при университете, а второй – в Петербурге, в квартире на ул. Коломенской, где Лев Николаевич прожил свои последние годы. Несмотря на свои заслуги, учёный эту собственную, отдельную, квартиру получил только тогда, когда из-за аварийного состояния расселили коммуналку.

Квартира расположена на втором этаже небольшого дома, её обстановка осталась практически такой же, какой и была при жизни историка. Центральное место в квартире занимает гостиная (она же – кабинет), в которой помимо типовых книжных полок и другой мебели, картин, различных памятных вещей присутствуют и вещи раритетные. Например, самодельная настольная лампа с бумажным абажуром, расписанным женой, самодельная книжная полка, восстановленное умельцем-соседом старинное кресло, за ненадобностью выброшенное прежними хозяевами. Стены кабинета украшены картинами - акварелями художника К. Фридрихсона, также находившегося в заключении с Гумилевым, работами жены учёного, Н.В. Симоновской-Гумилевой, и портретом самого хозяина квартиры кисти С. Данилина. Видное место на стене кабинета занимает графическое отображение разработанной им теории зависимости пассионарности этнической системы от времени её существования. <p>Л.Н. Гумилев, сын поэтов, редко их видел, но очень любил. В своём кабинете он не последнее место уделил тем немногочисленным фотографиям, где они запечатлены вместе. Рядом с семейными фото - портреты его родителей - Николая Гумилева кисти В.Павлова и Анны Ахматовой кисти Г.Верейского. Гипсовую копию барельефа с изображением А. Ахматовой работы А. Игнатьева вместе с веткой дуба из родового имения, Л.Н. Гумилёв заботливо установил на противоположной стене. Подарки матери сыну мы видим на стене возле письменного стола – это «Персидская миниатюра» 16 века, словно из одноименного стихотворения Н.С. Гумилева, и красная китайская пепельница на самом столе (когда-то мать и сын занимались переводами древне-китайских поэтов). Сам старенький письменный стол, купленный в комиссионном магазине, под стеклом «украшен» многочисленными открытками с видами Монголии, Самарканда, портретами ханов и изображениями статуй Будды. Причём, в зависимости от тематики книги, над которой работал учёный, «ассортимент» открыток менялся на более соответствующий сути произведения.

В кабинете-гостиной Л.Н. Гумилёва всегда было много людей – гостей, учеников, журналистов, здесь они работали, обсуждали научные теории, новые идеи, а в соседней с кабинетом кухне – отдыхали за приятной и интересной беседой с радушными хозяевами.

Коридор квартиры-музея несколько изменён: у одной стены установлены книжные полки с черновиками работ Гумилева и его перепиской, а у другой - экспозиция о жизни Гумилева-арестанта в лагерях.

В музее-квартире проводят вечера, посвящённые жизни и творческому наследию Гумилёвых, показы фильмов о Льве Николаевиче, лекций по народоведению, трансляцию радиопередач.