Хочу развеять некоторые мифы об усыновлении ребенка матерью-одиночкой и рассказать о процедуре.
Сразу скажу, что нет никаких законодательных ограничений на усыновление матерью-одиночкой. Единственное неудобство, с которым я столкнулась, было в поликлинике, где изумленная фактом моего статуса немолодая доктор отправила меня на осмотр к гинекологу. Ну я чего, я сходила, не стала с ней спорить.
Первое, что делает каждый кандидат в усыновители – записывается в ШПР. Горячо рекомендую выбирать по отзывам, чтобы хорошая. Я была уверена, что это будет глупая энергозатратная формальность, но теперь я убеждена, что такая школа необходима каждому родителю, захотевшему иметь ребенка. Очень много полезной информации о Теории привязанности, о развитии ребенка, занятия вели психологи, наглядно, на примерах, поясняющие многие жизненные ситуации. Я страшно подружилась со своими коллегами и продолжаю поддерживать эту связь. В ШПР же подробно рассказывают о всех формальностях и документах, которые нужно предоставить, бюрократия, много бумажек, но ничего невозможного.
Получив сертификат об окончании школы, подала заявку в органы опеки по месту жительства на оформление Заключения об усыновлении. Ко мне пришли и осмотрели полностью весь дом, сделали опись всего, включая кладовку и бытовую технику на кухне. В течение десяти дней мне выдали заключение «Кандидата в усыновители». В заявлении я писала, что хочу девочку до 1 года с 1, 2 группой здоровья, без каких-либо предпочтений по национальному признаку. Опека выдала заключение с более широкой формулировкой — 1-5 группа, за что я ей очень благодарна. В то же время изо всех утюгов кричали, что детей нет, особенно девочек, особенно здоровых, и особенно младенцев. Но я не оставляла надежды, ведь в базе на Усынови.ру столько малышей.
Начала я с обхода ногами опек Москвы, каждый раз втайне надеясь, что сейчас приду и мне скажут: "Вот! Только что появилась новая анкета, вот Ваша девочка". Но такого не происходило. Я обошла около 20 опек! Объехала несколько городов разной степени удаленности, посетила региональных операторов. Постепенно я поняла, что надо расширять рамки, и стала искать 1-3 группу здоровья. Потом я вспомнила о базе ФБД, с большим трудом записалась на прием. Мне дали телефон, по которому можно было звонить 2 раза в неделю со списком из двенадцати детей с сайта Усынови.ру. Имея на руках заключение, можно звонить самостоятельно, вот только ответы опек не всегда достоверны. Знаете, с чем я столкнулась? У большинства опек существует очередь. То есть приоритет имеют те люди, которые встали на учет раньше. Но по закону очереди быть не должно, поэтому прямо опека почти никогда не говорит про очередь, она говорит просто "детей нет". А оператор ФБД делает письменный запрос, на который опека не может ответить неправду. Так через две недели я нашла девочку в Смоленской области, 3 группа здоровья, неудачная фото, не славянская внешность, ребенку 4,5 месяца. Ни одно направление на знакомство не выдавалось (детей нет, ага).
Я не могу описать, что почувствовала, когда взяла дочку на руки. Подписала согласие и написала заявление на опеку. Почему опека? Да потому, что оформление ребенка на опеку делается в течение 10 дней, а усыновление месяц. А это был уже МОЙ ребенок, и катастрофой был каждый день, проведенный не дома. Я собиралась усыновить ее в своем городе, предлагала написать расписку кровью. Но Смоленская опека сказала:
— Нет, маленьких детей мы под опеку не отдаем.
— Но ведь запрещающего закона нет? - спросила я.
— Нет, закона нет, - ответили мне.
До этого момента я, оказывается, в глубине души была убеждена, что если действовать в рамках закона, то и других людей можно как-то убедить или принудить действовать в правовых рамках. Но следующие месяцы доказали обратное. Я очень старалась, правда. И не одна, у меня было много помощников и единомышленников. В итоге, через 2,5 месяца, я забрала ребенка решением суда по усыновлению, как того и хотела опека. Потому что мне сказали так:
— Вы можете подать на нас в суд и даже его выиграть, но суд по обжалованию решения опеки длится 4 месяца, а усыновление 1 месяц. Сами решайте.
К выписке у ребенка оказалась уже 2 группа здоровья, а угрожающий перечень диагнозов сократился с 4 листов А4 до 1/2. Мне страшно повезло, что моя мама детский врач, она помогла продраться через все эти страшные слова без ущерба для психики. Например, мы даже посмеялись над диагнозом «Задержка интеллектуального развития» у ребенка в 4 месяца.
Весь процесс, от момента записи в ШПР до приезда домой с дочкой, занял год и месяц. И я бесконечно счастлива со своей любимой девочкой. Собратья-усыновители говорят, что в Смоленске все дети золотые, если удастся их забрать.
Спасибо за лайки и подписки!
Все иллюстрации нарисованы Даней Мороз
karrr@crowhouse.ru