Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Пулемётный блюз как ретро-мелодия Гарлема из гангстерского кино

«Гангстер»1997 года как спин-офф «Клуба Коттон»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Дорогие друзья, мы уже не раз говорили, что в мире кино ничто не берется из ничего. Почти каждый сюжет связан либо отсылками, либо ассоциациями с другими творениями. Именно это можно утверждать про фильм 1997 года «Гангстер». По большому счету он возник на основании одного эпизода из легендарного фильма 1984 года «Клуб Коттон»

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Так вот, в эпизоде показано, как в клуб заходят и располагаются несколько «цветных гангстеров», что вызывает конфликт и заставляет понервничать владельца заведения. Дело в том, что клуб «Коттон» предназначался лишь для белых, в то время как в нём выступали только темнокожие артисты. Вот такая сегрегация в рамках Нью-Йорка образца 30-ых годов

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Компанию возмутителей спокойствия возглавлял известный в те годы темнокожий гангстер Эллсворт Джонсон по прозвищу «Бампи». Это означало «колдобистый», так как на затылке у преступника была приличных размеров шишка. И эпизод в клубе является общим для двух фильмов (хотя в нём принимали участие и разнее актеры). Уже по этой причине фильм 1997 года «Гангстер» можно полагать спин-оффом (то есть сюжетным ответвлением) «Клуба Коттон», снятого Копполой

Афиша фильма "Гангстер" (1997)
Афиша фильма "Гангстер" (1997)

Режиссером «Гангстера» выступил Билл Дьюк, которого в первую очередь воспринимают как актера (вспоминайте Мака из «Хищника»). Однако как режиссер он стал своего рода «певцом» гангстерского Гарлема, начав с фильма «Ярость в Гарлеме» (1991). Впрочем, «Гангстер» стоит несколько особняком.

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Причина этого кроется не только в актерском составе, но и развитии сюжета. Дьюк как бы дает собственную трактовку некоторых событий, в частности, почему «Счастливчик» (Чарли Лучано) расправился с «Голландцем Шульцем» (Артур Флегенхаймер). В итоге «Бампи» - главный герой лишь формально. Подлинное внимание зрителя приковано к фигуре «Голландца Шульца», роль которого досталась Тиму Роту.

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Сыграно просто безукоризненно. Мировой кинематограф знает с десяток «голландцев», но лишь три из них достойны внимания. В «Клубе Коттон» его играет Джеймс Ремар и зрителю он явлен как подлинный психопат. В то же самое время в фильме «Билли Батгейт» (1993) «голландец» в исполнении Дастина Хоффмана показан как расчетливый, хотя и беспощадный человек.

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Тим Рот превзошел всех. Взирая на его «голландца» ни разу не сомневаешься, что именно такой тип мог держать в страхе, как врагов, так и своих подчиненных. Вспыльчивый, надменный, скупой и циничный. Он вызывает какой-то ритуальный ужас, что вполне наглядно продемонстрировано в сцене его «расстрела»

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Что касается самого «Бампи», то в фильме он показан лишь как повод для истории. При этом сама его деятельность изрядно приукрашена. Он вовсе не возвращал Гарлем (как изображено в кинокартине) прежней криминальной королеве – Стефании Сен Клер. С одобрения «Счастливчика» он забрал его, полностью подчинив себе темнокожую преступность. Хотя кто бы в этом сомневался.

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

К слову сказать, роль «Счастливчика» Лучано досталась Энди Гарсия, который многократно изображал из себя разного калибра мафиози. Он, конечно, не переигрывает Тима Рот по части драматического искусства. Однако очень выразительно являет зрителю одну деталь, которой не было у прочих кино-«счастливчиков». У него будто бы искусственный правый глаз. Известно, что Лучано получил ножевое ранение в лицо, а потому у него были проблемы со зрением.

Кадр из фильма "Гангстер" (1997)
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

В целом качественный гангстерский фильм, хотя и не дотягивает до «Крестного отца» (по причине излишнего морализаторства), но, тем не менее, очень добротно сделанная лента. Впрочем, один из вопросов так и остался без ответа. Почему обитателям Гарлема было проще играть в «числа», чем устроиться на работу? «Великая Депрессия» - не оправдание. Она была везде…

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке