Принято считать, что смешанные браки - это наследие советской пропаганды дружбы народов, в том числе и в брачно-семейной сфере. "Долой традиции, происхождение и культуру предков", а самое главное, установка на атеизм. Поэтому, действительно, не было никаких видимых преград, одни предрассудки у темных людей. Между тем, смешанные браки в татарском обществе случались и до 1917 года.
На рубеже XIX-XX веков началась модернизация татарского традиционного уклада жизни и культуры. Распространение в татарской буржуазной среде европейских ценностей привело к размыванию этноконфессиональных границ. Особенно это было характерно для городов, где татары часто соседствовали с другими народами. Одним из результатов межкультурных контактов и стали такие браки.
При этом нельзя сказать, что для татар это было новым явлением. Смешанные браки случались и в более раннее время, но лишь в дворянской среде. Многие русские дворяне помнили о своем татарском происхождении. Но кроме полностью обрусевших благородных семейств были и такие татарские роды, смешанные браки в которых заключали лишь отдельные представители семьи.
Как отмечает историк Гульназ Азаматова в своей монографии о татарских дворянах Тевкелевых, в этом роду было три случая перехода в православную веру, и все они были связаны с брачными планами.
Кстати, родовым селением этой знаменитой фамилии является - Килимово (село в современном Буздякском районе РБ). Там сохранилась усадьба Тевкелевых и мечеть, построенная ими.
Татарские дворяне Тевкелевы, их брачные планы и православие
Случай №1.
В первой половине XIX века Салима Юсуповна Тевкелева вышла замуж за уфимского дворянина И.И. Тимашева. История крещения этой татарской дворянки описана в «Семейной хронике» С.Т. Аксакова. Брак был недолгим, родив двоих сыновей, молодая жена умерла через три года от чахотки.
Случай №2
Трагичной была судьба другой Тевкелевой – Гайши, дочери Шахингарея Юсуповича. Она намеревалась выйти замуж за небогатого поручика Гавриила Коко. Отца ее уже не было в живых, родственники были против этого брака. Кстати, родным братом Гайши являлся будущий оренбургский муфтий Салимгарей Тевкелев.
3 сентября 1838 года Гайша Тевкелева прошла обряд крещения и была наречена Феодосьей. Однако женой Г.Коко она так и не стала. Судя по всему, причиной разлада были раскрывшиеся перед свадьбой корыстные интересы жениха, которому срочно нужно было поправить свое финансовое положение.
Практически сразу после принятия православия Гайша начала писать прошения в разные инстанции с просьбой вернуть ей мусульманскую веру. Но все попытки были безуспешны. На некоторое время новокрещеную Феодосию поместили даже в Благовещенский женский монастырь, чтобы оградить от влияния родных.
Г. Тевкелева так и не вышла замуж, вернуться официально в ислам ей тоже не удалось.
Случай №3
Могла ли знать бедная мать Гайши – Зулейха Тевкелева, до последних дней своих бившаяся за то, чтобы вернуть оступившуюся дочь в ислам, что через несколько десятков лет история повторится.
Ее внук – Ахмед Батыргиреевич Тевкелев, родившийся в 1862 году, в конце XIX столетия связал себя брачными узами с русской девушкой. Для этого он крестился под именем Владимир Николаевич. В этом браке родилась дочь.
Если вам было интересно, не забывайте ставить лайки. Говорят, это помогает развитию канала. Правда, не знаю, как. Ведь у команды Яндекс.Дзен свои правила, возможно, для некоторых каналов они придумывают особые правила. Кто знает...
А если вы подписались на мой канал, то, возможно, прочитаете продолжение этих историй.
Читайте также
Как татарин чуть не женился на француженке, а еще полюбил немку и болгарку
и публикации моих коллег из канала "Татарский мир" о представителях рода Тевкелевых:
Иганәче мөфти Сәлимгәрәй Тәфкилев (1865-1885)
Морза кызы Суфия васыяте: "Син татар угылы бул...