Здесь в 1838-1842 годах жил великий русский писатель Николай Гоголь и сочинял свое главное творение "Мертвые души" - гласит надпись на двух языках на мемориальной доске в центре Рима на доме № 125 по улице Via Sistina (бывшей Strada Felice 126, в переводе, "Счастливая" улица).
Идея поэмы, вошедшей в золотой фонд мировой литературы, была подсказана Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным, и сюжет вовсе не был фантастическим. Он то тут, то там встречался в Российской глубинке XIX века.
Первые главы Николай Васильевич начал писать в 1835 году, еще на Родине, и даже успел прочитать их своему поэту-вдохновителю. А после гибели А.С. Пушкина, страшная новость о которой потрясла Гоголя уже в Италии, считал своим «нравственным завещанием» закончить этот труд.
"Моя душенька, моя красавица, Италия!"
В Италии Николай Васильевич жил в период с 1837 по 1847 год, периодически то уезжая в Россию, то возвращаясь вновь. Николай I, знакомый с его творчеством, выделил писателю пять тысяч золотых монет из казны государства на проживание в Италии и создание литературных трудов, о чем Гоголь сам попросил в письме к царю, когда закончились денежные средства.
Синьор Николо, как его здесь называли, с легкостью за несколько месяцев овладел непростым итальянским языком и с удовольствием бегло общался обо всем на свете с местным населением, съедал по несколько порций за раз вкуснейших спагетти и даже научился готовить их сам, накручивал километры пеших прогулок по старинным улочкам любимого Рима и дышал, дышал, дышал опьяняющим итальянским воздухом.
Н.В. Гоголь очень любил кофе и тратторию Греко (Antico Caffe Greko), куда ежедневно спускался по знаменитой Испанской лестнице, и где на него частенько снисходило творческое вдохновение, и он часами работал над рукописями.
А еще проводил незабываемые авторские экскурсии для своих знакомых, приезжающих в Италию, наведывался в салон княгини Зинаиды Волконской – в Палаццо Поли (Palazzo Poli), что примыкает к фонтану Треви, где читал свои вновь написанные произведения русскому бомонду. Проводил много времени в мастерской художника Иванова, работавшего над созданием своего шедевра «Явление Христа народу». И, конечно, творил сам…
"Я здесь родился!"
Италию Гоголь считал своей второй родиной. «Я здесь родился!» - частенько гордо заявлял он. Николай Васильевич был глубоко очарован Италией. Он, в буквальном смысле, боготворил эту страну, считая раем земным. «Моя душенька, моя красавица», «земля чудес», «никто в мире ее не отнимет у меня», «целой верстой здесь человек ближе к небу»… Его высказывания об Италии и Риме достойны того, чтобы их обязательно узнали. Вот лишь некоторые из них из его писем к друзьям и знакомым:
- Вот моё мнение! Кто был в Италии, тот скажи "прости" другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю.
- О, Италия! Чья рука вырвет меня отсюда? Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. В душе небо и рай...
- Какая весна! Боже, какая весна! Но вы знаете, что такое молодая, свежая весна среди дряхлых развалин, зацвётших плющом и дикими цветами…
- О, Рим, Рим! Кроме Рима, нет Рима на свете! Хотел я было сказать — счастья и радости, да Рим больше, чем счастье и радость…Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь…
- Советую почитать интересные цитаты Гоголя о Риме
"Русь, куда ж несешься Ты? Дай ответ. Не дает ответа".
Вдохновение для работы Н.В. Гоголь тоже черпал только в Италии. Удивительно, что именно здесь было создано самое русское произведение. Русь выступает в поэме «Мертвые души» главной героиней. Именно о ней все произведение. О ее самобытности, недостатках и достоинствах, непостижимости и трагедии. О метаниях русской души. Как пояснял сам Николай Васильевич:
О России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде.
Изначально, поэма задумывалась в трех частях по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери – ад, чистилище, рай. Но, к сожалению, была закончена только первая часть, так называемый, нравственный «ад», в 1842 году первый том был готов к печати.
Второй том Гоголь сжег по непонятным причинам – то ли от осознания его несовершенства, то ли от обострения болезни, версии разные. Сохранилось лишь несколько глав в черновиках. В нем главный герой Чичиков должен был попасться на фальшивой сделке и угодить в тюрьму – своего рода «чистилище».
А в третьем томе он отправился бы в ссылку, где и должно было бы произойти его нравственное перерождение – «рай». К сожалению, третий том даже не был начат, сохранилась только его идея.
К счастью, идея духовного возрождения героя, а через него и всей нации, не умерла, ее подхватили и развили другие великие русские писатели, которые пришли вслед за Н.В. Гоголем.– Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.
В общей сложности, созданию поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь посвятил 17 лет своей жизни, он работал над ней вплоть до самой своей смерти. И хотя первоначальный замысел о трехчастной структуре писатель выполнить не успел, поэма «Мертвые души» является драгоценным наследием человечества и имеет огромную актуальность в наши дни.
И написана она была почти полностью в Италии.
Читаем и перечитываем классику!
Ставьте отметку "нравится", чтобы статью увидело больше людей 👍
🇮🇹 Подписывайтесь на наш канал 🇮🇹 - интересные статьи об Италии и итальянцах выходят каждый день
@Виктория Мухурова