Найти тему
Тёмный историк

Еще один белый военачальник, который поддержал СССР в период Великой Отечественной.

Как известно, в период Второй мировой войны в лагере белоэмигрантов не было единства. Там вообще было много диаспор и политических группировок. Некоторые бывшие белогвардейцы, чего скрывать, так или иначе сотрудничали с Третьим Рейхом или Японией. Но нашлись и такие, которые поддержали Антигитлеровскую коалицию и даже изменили свое отношение к СССР (психологически им это сделать было очень непросто).

Довольно широко известна патриотическая позиция А.И. Деникина (бывшего главкома ВСЮР, между прочим). Он непрестанно называл «пронемецких» белоэмигрантов «мракобесами», «пораженцами» и «преступниками». Причем делал это аж с 1938 года минимум.

И он не был одинок в этом отношении. С Деникиным были солидарны П.С. Махров (генерал-лейтенант Русской армии Врангеля), вице-адмирал и один из организаторов Крымской эвакуации 1920 года М.А. Кедров. Некоторые бывшие белые были даже посажены немцами в концентрационные лагеря (а кое-кого там уничтожили, про печальную судьбу князя Г.А. Ширинского-Шихматова я уже писал, но он такой был не один).

С Деникиным был согласен и Николай Николаевич Стогов (1873 года рождения). Судьба этого белого военачальника вообще очень интересна. Он окончил Николаевскую академию Генерального штаба, а Гражданскую войну начал... в Красной армии. Притом, был там не абы кем, а аж начальником Всеросглавштаба РККА. Одновременно, Н.Н. Стогов был «белым подпольщиком»: принимал участие в работе подпольного штаба Добрармии в Москве. По сути, это был один из самых высокопоставленных белых агентов в РККА.

Однако, в апреле 1919 года чекисты его раскрыли и арестовали. Но осенью 1919 года Стогову удалось бежать из места заключения к белым! Историк А.В. Ганин, опираясь на архивные данные, рассказывает, что «агент» сначала два месяца скрывался в Москве, затем — пытался поднять на восстание дезертиров из РККА, потом — умудрился перейти линию фронта (благо это была осень 1919 года, ВСЮР как раз наступали на Москву). Одна эта история уже тянет на шпионский боевик!

У белых Н.Н. Стогов отметился в качестве последнего коменданта Севастополя. Он был одним из тех, благодаря кому эвакуация Русской армии П.Н. Врангеля (в ноябре 1920 года) прошла так успешно. Рассказывают (М.Н. Левитов), что военачальник покинул Севастополь последним, плача и крестясь.

Художник: Андрей Ромасюков.
Художник: Андрей Ромасюков.

Судьба жены и многочисленных детей (оставшихся в СССР) генерал-лейтенанта Н.Н. Стогова осталась неизвестной. В Вики пишут, что жену и старшего сына расстреляли, но все тот же историк А.В. Ганин утверждает, что найти документальные подтверждения не удалось.

Другие белые характеризовали Стогова как верующего человека, храброго командира, ярого сторонника самодержавия и старого порядка. Отметим этот момент.

В эмиграции Стогов поначалу вроде как продолжал «сильно не любить» советскую власть. Интересно, что в изгнании бывший генерал работал... токарем на заводе. Одновременно Николай Николаевич принимал участие в деятельности РОВСа, издавался в журнале «Часовой», был председателем Общества офицеров Генштаба в Париже. И много лет вел переписку с А.И. Деникиным. Возможно, именно под влиянием Деникина Стогов превратился в «оборонца». И даже пошел еще дальше, чем собственно Деникин. Судите сами, цитирую слова Стогова из его переписки с Деникиным (спасибо, опять же, А.В. Ганину):

Одна из немногих фотографий Н.Н. Стогова.
Одна из немногих фотографий Н.Н. Стогова.

«Да, благодарение Господу Богу все мы вознести можем. Русская земля не посрамлена, а даже, наоборот, возносится все выше и выше, и кто знает — не исполнится ли именно теперь то, что нам только снилось: объединение славян и выходы в свободные моря. И надо отдать справедливость — подготовка к войне и в смысле моральном и в смысле материальном просто изумительна. Недаром теперь подсоветские люди говорят: «Теперь мы понимаем, почему у нас много не хватало для жизни — все шло на подготовку к войне». Да, велик Бог земли русской. Всегда вспоминаю Ваши заключительные слова: «А может быть и не побежит». А теперь всегда имею в виду и другие Ваши слова: «Судьбы России важнее судеб эмиграции».Этими пятью словами все сказано и нет места никаким сомнениям...» (с) из письма Н.Н. Стогова А.И. Деникину, ноябрь 1944 года. Из исторического журнала «Родина», публикация доктора исторических наук А.В. Ганина (личный архив Деникиных в США).

Да, конечно, здесь мы видим некоторую «специфичность» выводов старого «беляка». Он, как патриот Империи и как человек православный, видел ситуацию вот так, «со своей колокольни». И тем не менее, вдумайтесь в эти строки: Красная армия словно бы исполнила давние мечты русских военных. Довольно разные, как мне думается, деятели белого движения, сошлись в итоге в одном: Россия продолжает жить, судьба же ее — важнее амбиций эмигрантов. И за это стоит отдать Н.Н. Стогову должное.

Н.Н. Стогов.
Н.Н. Стогов.

Бывший красный начальник Всеросглавштаба и белый комендант Крыма дожил до глубокой старости (до 1959 года). Вот так по-своему он воспринял победу СССР во Второй мировой войне. В том же письме Стогов назвал деятельность белых эмигрантов, сотрудничавших с нацистами, «непростительной ошибкой». А сам активно ратовал за прекращение борьбы с советской властью и за исключительно «благотворительное» направление в деятельности белоэмигрантских организаций.

«Не знаю, что думают в Брюсселе, а здесь решили просто: «Старого не вспоминать, выбросить из обихода «борьбу» и обратиться исключительно к деятельности благотворительной...» (с) из письма Н.Н. Стогова А.И. Деникину, ноябрь 1944 года. Из исторического журнала «Родина», публикация доктора исторических наук А.В. Ганина (личный архив Деникиных в США).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.