Найти в Дзене
TRIIT.RU

Первый в мире железный человек с синдромом Дауна

Оглавление

21-летний житель американского Мейтленда Крис Никич финишировал на IRONMAN Florida за 16:46:09 и стал первым в мире железным человеком с синдромом Дауна.

«Вы разбили барьеры и доказали, что всё возможно! Ваше достижение — определяющий момент в истории IRONMAN. Возможности, которые вы создали для людей всего мира, неизмеримы», — написано в соцсетях гонки. А вот что говорит сам герой: «Для меня это просто большая вечеринка. Все делают большое дело, и это весело. Многие люди присылают мне сообщения о том, как это им помогает. Мне приятно помогать другим».

Сделать больше, чем от него ждут

«Крис — это чистая радость, — считает его отец Ник Никич. — Он всегда счастлив и освещает комнату, когда вы рядом с ним. С ним трудно грустить, на него невозможно сердиться».

То, что происходит сейчас, настоящее чудо для тех, кто знает историю Криса. Когда ему было 5 месяцев, он перенес операцию на открытом сердце. Ему было трудно ходить до 4 лет, до 5 лет существовали проблемы с приемом твердой пищи. В 17 лет он перенес четыре сложные операции на ушах, а все детство испытывал сложности с равновесием, медленной реакцией и низким мышечным тонусом. Врачи говорили, что он никогда не сможет делать того, на что способны другие люди.

Поначалу семья прислушивалась к традиционному мнению. «Мы верили всему, что нам говорили, — признается Ник. — Но мы сопротивлялись советам, которые нам давали, с надеждой, на то, что Крис сможет сделать больше, чем от него ждут». Позже пришло понимание, что сын способен к обучению, просто ему требуется для этого больше времени.

Ник объясняет, что семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, зачастую ограничивают их, потому что верят установке «они не могут»: «Большинство родителей никогда не учат детей с синдромом Дауна ездить на велосипеде, потому что считают это невозможным. Вместе с Крисом мы узнали, что он может учиться».

Философия одного процента

В работе с сыном Ник использовал «философию одного процента». Резко изменить свою жизнь человеку сложно, а вот становиться ежедневно лучше на один процент — задача выполнимая, и такое самосовершенствование со временем становится привычкой. «Быть успешным легко, потому что мне нужно улучшаться постепенно», — соглашается с отцом Крис. То, что три года назад начиналось с одного отжимания, сейчас составляет 160. Раньше был заплыв на один круг, сейчас это 3,8 км. Каждую субботу вечером, если установлен новый личник на байке, семья устраивает небольшую пирушку с шоколадным тортом и пивом.

Однопроцентная философия оказалась настолько эффективной, что теперь Крис выступает с мотивационными речами на эту тему. Однажды его слушали около 1000 человек.

Дядя Дэн и чемпион мира

Когда начались тренировки, выяснилось, что Крис готов к настоящим подвигам. Переплыв километровое озеро в штате Орегон, он написал на стене славы: «Крис — чемпион мира». Увидев это, Ник задумался: в какой области его сын действительно может стать лучшим? Изучив вопрос, он понял: железный триатлон — это то, чего люди с синдромом Дауна не делали никогда.

Тренером Криса по триатлону стал Дэн Гриб. «Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, — это уникальность ситуации, — отметил он. — У нас нет модели, на которую можно было бы равняться».

Триатлон — жесткий спорт. Каждый спортсмен переживает сложные моменты на трассе. Вы неизбежно натолкнетесь на ментальную стену, которая часто сопряжена с физическим барьером. Как все это перенесет Крис?

«Меня практически усыновили в семье Никич, — продолжает свой рассказ Гриб. — Я научился говорить на никичском языке, который достаточно уникален. И я заслужил титул "дядя Дэн". Считаю, что я самый близкий человек в жизни Криса из тех, кто не носит его фамилию».

Быть первым

«Пятнадцать часов пути позади и ему остается шесть миль бега. Как он отреагирует, когда стемнеет, без сна с четырех часов утра? Это те вещи, на которые мы должны сейчас обратить внимание с точки зрения его физических способностей», — говорил Гриб в ходе подготовки к железной гонке. «Сложнее всего ехать на велосипеде, это очень долго — 8 часов. Начинают болеть руки и ягодицы», — дополнял тренера Крис. Но он прошел через это, тренируясь от 25 до 40 часов в неделю. Плавание, бег и велосипедные тренировки дополнялись силовыми упражнениями.

Соревноваться начинали с коротких дистанций. В августе 2019-го был спринт с результатом 1:41 и последним местом среди участников Специальной Олимпиады. Затем Крис и сопровождавший его на дистанции Дэн завершили олимпийскую гонку за 4:25. Наконец, настало время Half Ironman 70,3 (8:25). Эти соревнования обнаружили важную особенность Криса: он умеет отрезать от жизни все плохое и принимает только хорошее. После финиша он не вспоминает боль и сомнения, которые могли появляться у него в голове. Он помнит только радость и объятия друзей. То, что он первый, также вдохновляет его: «Мне нравится внимание. Быть первым означает, что я могу всё. И это также означает, что другие тоже могут это делать».

Всё будет хорошо

-2

Триатлон также дал Крису очень ценную социализацию. Он присоединился к триатлонному клубу Гриба, подружился с другими спортсменами, и теперь каждую субботу дюжина человек составляет ему компанию в длинной велопрогулке. «Это сообщество приняло его, — восхищается Ник. — Многие другие люди, подобные ему, не имеют такого социального взаимодействия. У Криса больше нет этого беспокойства — он часть команды и часть общества».

Сам Крис не устает дарить новым друзьям позитивные эмоции и свои объятия, а люди объединяются вокруг него. Когда в мае он стартовал на половинке, поддержать его пришли более ста человек. Крис снял видео для Национального общества людей с синдромом Дауна, украсил обложки нескольких журналов, дал интервью ESPN и был назначен послом Специальной Олимпиады. И вот новое уникальное достижение. Крис не только финишировал, но и уложился в 17-часовой лимит. Теперь его имя будет вписано в Книгу рекордов Гиннесса, а его Instagram прирастает ежедневно тысячами новых подписчиков.

«Я всегда беспокоюсь о том, что Крис будет делать, когда нас не окажется рядом, — признается Ник. — Теперь он сможет делать все, что захочет, и с ним все будет в порядке, несмотря ни на что». Ник надеется донести эту мысль до других родителей, у которых есть дети с ограниченными возможностями: «У вас всё будет хорошо, но вам нужно инвестировать в детей, пока они маленькие, и помогать им быть лучшими — настолько, насколько они способны ими быть».

По материалам runnersworld.com и si.com

***

Фото: Michael Reaves / Getty; startribunemag.com